Самый модный разбор этих фильмов – сравнение их с книгами. Я в эту игру играть не намерен – в конце концов, автор сценария в праве был решать, что и как переносить на экраны, раз уж он автор книги.
Два фильма, снятые в похожей манере, но все-таки по-разному, переносят нас в середину двухтысячных с ее продакт-плейсментом, забавной по современным меркам компьютерной графикой и попытками снимать отечественную фантастику дорого.
По-своему, эти фильмы хороши – они выбиваются из общего ряда смелой подачей и нехарактерной для тогдашнего российского массового кино, почти артхаусной, постановкой. Динамичные, навороченные и непонятные как неподготовленному зрителю, так и фанату первоисточника, они если уж и не полюбились зрителю, то уж всяко остались в памяти. Заодно показав, чего не надо делать – пытаться собрать бюджет за счет рекламодателей (хотя эта тенденция продержится до конца десятилетия, максимально смешно выстрелив в «Параграфе 78»), пихать популярных певиц в главные роли (если у Балабанова получилось, то не значит, что получится у всех) и настолько сильно заморачивать сюжет. В остальном все было почти нормально – ведь фильмы даже попали в международный прокат и собрали там неплохую кассу.
Но главное не в коммерческом успехе, и не в зрительской любви. Главное в том, что дилогия Бекмамбетова начала новый этап отечественной кинофантастики. Не сказать, что задала ему тон – он вышел настолько разнородным по подходам и результатам, что некоторые фильмы даже сравнивать тяжело. Но как минимум вернула веру в то, что фантастику в России можно снимать, можно снимать дорого, и даже прибыльно - ведь «Ночной» и «Дневной Дозоры» собрали в мировом прокате восемь и девять бюджетов соответственно. Именно это дало толчок для развития этого киножанра, который хоть, увы, до сих и подвергается нападкам критиков, но все-таки вышел на высокую орбиту, в отличие от андеграундного полу-существования в девяностых.
Так что если фильмы к просмотру рекомендуются всем, кто хочет знать, как возрождалась российская кинофантастика, а также тем, кто прочитал книги и теперь хочет узнать, как можно снять кино настолько далекое от книжной основы, что это даже не баг, а фича.