Противники специальной военной операции напрочь забыли, что 19 февраля Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции угрожал России ядерным оружием. «Октагон» обнаружил, что пока Российская армия подбирается к месторождениям урана на территории Украины, местные добытчики стратегического металла перерегистрировали свой бизнес в Лондоне. Авторитетные харьковские предприниматели Александр Настенко (по прозвищу Саша Харьковский) и Виталий Якименко создали в столице Великобритании компанию Ukraine Critical Minerals Limited.
С кем связаны эти урановые бизнесмены
К числу основных активов Настенко и Якименко относятся месторождения урана, их компания «Атомные энергетические системы Украины» (АЭСУ) в 2016 году стала первым в стране частным предприятием, получившим разрешение на добычу этого металла. В Днепропетровской и Николаевской областях планировалось получать до 300 тонн урана ежегодно (это около трети годового объёма добычи Украины).
В 2019 году выяснилось, что основным бенефициаром АЭСУ и целого ряда фирм Настенко и Якименко, специализирующихся на добыче полезных ископаемых, стал их старший партнёр – олигарх, основатель крупнейшей украинской торговой сети «АТБ» Геннадий Буткевич. В его биографии часто выделяют эпизод работы руководителем службы безопасности скандальной газовой корпорации «ЕЭСУ» Юлии Тимошенко в 90-х годах.
Настенко и Якименко также называют друзьями экс-главы МВД Украины Арсена Авакова.
Александр Настенко всегда находился в окружении политиков. В 2000-х он создал сеть мотосалонов Speed World, что приносило очень большой актив в виде знакомств. «В то время все народные депутаты, прокуроры болели этим. Я знал всех. В любом городе мог решить любой вопрос, который у меня возникал», – говорил он в интервью. А среди первых учредителей АЭСУ значился Роман Дружбин, бывший бизнес-партнёр по Центральной нефтегазотранспортной компании Александра Павлюченко, который, в свою очередь, был помощником народного депутата из партии «Народный фронт» Игоря Котвицкого, давнего соратника Арсена Авакова.
Впрочем, после отставки Авакова в 2021 году лоббистские возможности АЭСУ ухудшились – и тут же буровые работы компании в Днепропетровской области заблокировали экоактивисты, хотя до того их обычно арестовывали.
Украинская ночь больше не тиха: уран надо перепрятать
Геннадий Буткевич жаловался в СМИ на государственную монополию и неэффективность в сфере добычи урана, призывая сделать отрасль частной. Действительно, государственный «ВостГОК» (крупнейший в Европе комбинат по добыче и переработке урановой руды) в последние годы по неким причинам сокращал производство. К 2020 году Буткевич и его партнёры получили два десятка лицензий на разработку месторождений редких металлов и обещали привлечь в отрасль многомиллиардные западные инвестиции. В частности, Настенко сообщал, что планировалось открыть юрлицо в Канаде и продать долю крупной западной корпорации. По его словам, в урановые месторождения АЭСУ вложила 10 млн долларов.
Украина – богатейшее государство Европы по залежам урановых руд, которые оцениваются в 114 100 тонн, или 2 процента от мировых запасов, и занимают 11-е место в мире.
Но себестоимость местного урана сегодня несколько выше, чем у конкурентов из Австралии, Канады, Казахстана и ряда африканских государств, откуда продукт поступает на европейские атомные электростанции. «ВостГОК», расположенный в городе Жёлтые Воды в Днепропетровской области, покрывает до 40 процентов потребностей АЭС Украины в уране. В 2009 году комбинат как раз занимался участками, перешедшими под контроль АЭСУ.
Главный редактор портала AtomInfo.Ru Александр Уваров скептически оценивает проекты АЭСУ:
– Это довольно небольшие участки «в чистом поле». В основном добычей урана занимался «ВостГОК», но с ним постоянно случались проблемы – отмывание денег и прочее, – отметил эксперт.
«При Зеленском решили, что местные АЭС должны закупать украинский продукт. Но поскольку уран в стране получался дорогой, там решили использовать дешёвый из Казахстана и просто перебивали бирочки. А государство всё это оплачивало. Так что и сейчас, скорее всего, очередной экономический мухлёж».
Александр Уваров, главный редактор портала AtomInfo.Ru
Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева тоже подозревает харьковских бизнесменов в создании «серых» схем.
– Компания «Атомные энергетические системы Украины», возможно, связана с днепропетровским государственным «ВостГОКом», судя по их месторасположению, и вероятно, претендует на его активы. В целом это перспективное направление бизнеса, – говорит Лукичева, – но действия акционеров АЭСУ похожи на реализацию «серых» схем. Регистрация юридического лица в Великобритании может быть связана как с подготовкой к смене власти в стране, так и с выводом активов и средств за рубеж.
Тимошенко и Буткевич грезят о разрушительной мощи урана
Геннадий Буткевич тоже видит в этой отрасли далеко идущие перспективы, но немного иначе.
«Я верю, что будущее Украины – это ядерная энергетика. <...> Цирконий, бериллий, титан, уран, графит – мы хотим обеспечить полный цикл добычи полезных ископаемых для ядерной энергетики. <...> Самый выгодный в производстве и самый мощный вид энергетики – это ядерная», – заявлял он.
Про «мощный» – это не фигура речи. Близкая знакомая олигарха, украинский политик Юлия Тимошенко, ещё в 2014 году в частной беседе призывала «мочить этих кацапов чёртовых», «расстреливать из атомного оружия», «чтобы от этой России не осталось даже выжженного поля».
В конце прошлого года в минэнерго Украины заявили о желании с 2027 года полностью обеспечить местным сырьём все четыре своих АЭС и развивать обогащение урана, а 19 февраля 2022 года президент Владимир Зеленский, выступая в Мюнхене, пригрозил применить ядерное оружие – разумеется, против России, что также стало триггером для начала российской военной спецоперации спустя считанные дни. Следовательно, одной из задач Вооружённых сил РФ должно быть получение контроля над месторождениями этого металла на территории Украины.
В июне экс-глава МИД Польши Радослав Сикорский предложил Западу передать Киеву ядерное оружие, также сообщалось, что Киев способен создать его в ближайшей перспективе. Но что касается военных целей, то, по словам Александра Уварова, на данный момент у Украины нет возможности заниматься обогащением урана.
– Это довольно непростая техническая задача, которая потребует определённых технологий и материалов. Теоретически если бы она была поставлена, то с ней могли бы справиться. Кадры у них есть, в том числе советские. Но на это ушли бы годы. Ирану понадобилось примерно 20 лет, – заметил собеседник.
✏️Александр Колесников ✏️Тарас Подрез
Читайте и смотрите нас: