Найти в Дзене

В путь по Кругобайкальской железной дороге, ч.2

Начало путешествия и про таинственный дом в Иркутске:

Возле Слюдянки расположено древнее священное место - мыс Айха-Шулун, что в переводе означает "Страшный камень".

Мыс вдается в Байкал более чем на 600 метров и сложен из гранита, мрамора и известняка. Наличие известняка способствовало образованию в мысе пещер.

Байкал. Фото автора.
Байкал. Фото автора.

На мысе издревле проводили священные обряды, а в одной из пещер был похоронен шаман. Поэтому мыс получил второе название - "Шаманский".

Мимо Шаманского мыса проходил Кругоморский (он же - Кругобайкальский) тракт.

Здесь караваны останавливались и купцы, везущие товары из Китая, делали подношения духам Байкала, прося удачи в торговых делах.

В пещерах мыса были обнаружены стоянки древних людей, а сами пещеры были исписаны наскальными рисунками и полны древними артефактами.

Фигурки рыб, изготовленные из бивня мамонта, наконечники стрел, керамика, нефритовые топоры - все это было найдено в пещерах, которые даже в прошлые века никто не разорял.

Шаманский мыс. Байкал.
Шаманский мыс. Байкал.

В связи с созданием Иркутского водохранилища, пещеры оказались затопленными, наскальные рисунки и артефакты утеряны навсегда.

Согласно исследованиям ДНК останков людей, ранее проживавших вокруг Байкала, было выявлено, что именно они являются предками коренных народов Америки.

Отсюда древние люди двинулись к Берингии - древнему сухопутному мосту, соединявшему Сибирь с Аляской. Дальше из Аляски они прошли всю Северную Америку, Мексику и заселили Южную Америку.

С собой они принесли в Америку и древнейшую религию человечества - шаманизм. Так они мигрировали тысячи лет.

Ныне проживающие народы Байкала уже не имеют никакой связи с народами Америки.

В первом тысячелетии до н.э., сюда пришли воинственные гунны, которым по душе пришлись эти места.

Много веков они сдерживали экспансию Китая, а потом ушли на завоевание мира.

Китайские товарищи позируют перед зданием вокзала в Слюдянке. Фото автора.
Китайские товарищи позируют перед зданием вокзала в Слюдянке. Фото автора.

Гуннов сменил один из самых таинственных народов - курыканы. Откуда они пришли доподлинно не известно.

Курыканы были скотоводами, плавили железо и жили достаточно богато.

В искусстве обработки железа они достигли высокого совершенства. В выплавляемом ими железе доля железа доходила до 99%.

Шаманы и кузнецы занимали очень высокое положение. У них были свои обряды, связанные с культами Неба, Земли, Огня и Предков.

Байкал. Фото автора.
Байкал. Фото автора.

Кузнецы изготавливали для шаманов предметы культа, а шаманы проводили для кузнечных родов священные обряды.

Шаманов очень уважали, а некоторых - боялись. Позже произошло разделение шаманов на белых и черных.

Белые шаманы (их цвета - белое и синее) испрашивают милостей у строгих тэнгериев западной стороны. Черные шаманы (их цвета - красное и желтое) задабривают восточных небожителей.

Это не является противопоставлением добра и зла.

Черный цвет символизирует тайные знания, тщательно скрываемые от непосвященных.

КБЖД. Фото автора.
КБЖД. Фото автора.

В XI веке курыканов начали вытеснять монгольские племена.

Буряты и эвенки остались проживать на Байкале, а курыканы ушли на север, где от них народился новый народ - якуты.

Так на берегах Байкала постоянно перемешивались самые различные народы, кто-то приходил, кто-то уходил и исчезал.

Лишь шаманизм оставался здесь постоянно, обогащаясь новыми культурными традициями и практиками.

И сейчас шаманы в этих местах пользуются особым почетом и уважением.

КБЖД. Фото автора.
КБЖД. Фото автора.

В XVII веке, спускаясь по Ангаре, сюда проникают первые русские казачьи дружины. Их манили богатства Сибири - пушнина, соль и слюда.

На месте сегодняшней Слюдянки они возвели острог для защиты от эвенков. О возведении острога было доложено царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Протекающую местную реку назвали Похабихой (сейчас это река - Слюдянка) в честь землепроходца Ивана Пахабова, енисейского казака и боярского сына.

В последствии острог перенесли, о месторождении слюды забыли на долгие годы. Вспомнили о слюде только во времена императора Павла I.

По его указу в 1802 году было построено Слюдянское зимовье и вновь была начата добыча слюды.

Позже были обнаружены залежи лазурита и других драгоценных камней.

КБЖД. Фото автора.
КБЖД. Фото автора.

Из Слюдянки мы отправляемся к порту Байкал. Железная дорога проходит по мостам и тоннелям и самым живописным местам озера.

У тоннеля №18 делаем остановку - в этом месте произошла стыковка Великого сибирского пути.

Тоннель №18. Фото автора
Тоннель №18. Фото автора

На место стыковки приезжал сам министр путей сообщения Российской империи Михаил Хилков. Он самолично вбил последний костыль 13 сентября 1904 года.

Летом 1905 года в этих местах произошло землетрясение и свод тоннеля обрушился.

Во время прокладки второй ветки путей был пробит новый тоннель - 18-бис, а первый тоннель перестали эксплуатировать.

Тоннель 18-бис. Фото автора.
Тоннель 18-бис. Фото автора.

Тоннель Половинный - самый длинный тоннель Кругобайкальской железной дороги, его длина составляет 778 метров.

Особенность тоннеля - он абсолютно прямой, если встать у входа в тоннель, то виден просвет выхода.

Тоннель Половинный. Фото автора.
Тоннель Половинный. Фото автора.

С тоннелем связана легенда. В целях сокращения строительства тоннеля, его начали строить с двух сторон. Инженер произвел все расчеты, однако в намеченные сроки бригады рабочих не встретились.

Инженер, предполагая, что произвел ошибку в расчетах, не выдержал эмоционального потрясения и застрелился.

В тот же день бригады рабочих встретились, причем отклонения от расчетов были не значительные.

Вывод - поспешай, но не спеши.

КБЖД. Фото автора.
КБЖД. Фото автора.

Конец 1880 годов - время глобального обнищания Северной Италии. Многие итальянцы разъехались на заработки, так они попали и на строительство Кругобайкальской железной дороги.

Итальянцы отвечали за кладку стен и сводов в тоннелях. Работали итальянцы очень хорошо, не пьянствовали и не прогуливали.

Поэтому за работу им платили почти в три раза больше чем русским строителям. Жили итальянцы, как все, в очень ужасных условиях, бывало их накрывали обвалы.

На память об их работе остались мастерски выполненные своды и стены тоннелей, каменные арки.

Итальянская стена. Фото автора.
Итальянская стена. Фото автора.

В 1905 году началась Русско-Японская война и всех иностранцев удалили со стратегического объекта, но некоторые так и остались проживать в Сибири.

В Иркутске они образовали итальянское землячество, некоторые даже открыли фотоателье.

Наш электропоезд прибывает на конечную станцию - порт Байкал. Здесь мы, прихватив свой багаж, высаживаемся вместе с шумной толпой китайских туристов.

Наш путь лежит к переправе через устье Ангары, к следующему пункту назначения - Листвянке.

Переправа через устье Ангары. Фото автора.
Переправа через устье Ангары. Фото автора.

Продолжение:

Подписывайтесь на мой канал, делитесь в социальных сетях и оставляйте свои комментарии!

Всем доброго дня!

#байкал #слюдянка #кбжд #путешествия #путешествияпороссии #путешествияитуризм