Начало путешествия и про таинственный дом в Иркутске:
Возле Слюдянки расположено древнее священное место - мыс Айха-Шулун, что в переводе означает "Страшный камень".
Мыс вдается в Байкал более чем на 600 метров и сложен из гранита, мрамора и известняка. Наличие известняка способствовало образованию в мысе пещер.
На мысе издревле проводили священные обряды, а в одной из пещер был похоронен шаман. Поэтому мыс получил второе название - "Шаманский".
Мимо Шаманского мыса проходил Кругоморский (он же - Кругобайкальский) тракт.
Здесь караваны останавливались и купцы, везущие товары из Китая, делали подношения духам Байкала, прося удачи в торговых делах.
В пещерах мыса были обнаружены стоянки древних людей, а сами пещеры были исписаны наскальными рисунками и полны древними артефактами.
Фигурки рыб, изготовленные из бивня мамонта, наконечники стрел, керамика, нефритовые топоры - все это было найдено в пещерах, которые даже в прошлые века никто не разорял.
В связи с созданием Иркутского водохранилища, пещеры оказались затопленными, наскальные рисунки и артефакты утеряны навсегда.
Согласно исследованиям ДНК останков людей, ранее проживавших вокруг Байкала, было выявлено, что именно они являются предками коренных народов Америки.
Отсюда древние люди двинулись к Берингии - древнему сухопутному мосту, соединявшему Сибирь с Аляской. Дальше из Аляски они прошли всю Северную Америку, Мексику и заселили Южную Америку.
С собой они принесли в Америку и древнейшую религию человечества - шаманизм. Так они мигрировали тысячи лет.
Ныне проживающие народы Байкала уже не имеют никакой связи с народами Америки.
В первом тысячелетии до н.э., сюда пришли воинственные гунны, которым по душе пришлись эти места.
Много веков они сдерживали экспансию Китая, а потом ушли на завоевание мира.
Гуннов сменил один из самых таинственных народов - курыканы. Откуда они пришли доподлинно не известно.
Курыканы были скотоводами, плавили железо и жили достаточно богато.
В искусстве обработки железа они достигли высокого совершенства. В выплавляемом ими железе доля железа доходила до 99%.
Шаманы и кузнецы занимали очень высокое положение. У них были свои обряды, связанные с культами Неба, Земли, Огня и Предков.
Кузнецы изготавливали для шаманов предметы культа, а шаманы проводили для кузнечных родов священные обряды.
Шаманов очень уважали, а некоторых - боялись. Позже произошло разделение шаманов на белых и черных.
Белые шаманы (их цвета - белое и синее) испрашивают милостей у строгих тэнгериев западной стороны. Черные шаманы (их цвета - красное и желтое) задабривают восточных небожителей.
Это не является противопоставлением добра и зла.
Черный цвет символизирует тайные знания, тщательно скрываемые от непосвященных.
В XI веке курыканов начали вытеснять монгольские племена.
Буряты и эвенки остались проживать на Байкале, а курыканы ушли на север, где от них народился новый народ - якуты.
Так на берегах Байкала постоянно перемешивались самые различные народы, кто-то приходил, кто-то уходил и исчезал.
Лишь шаманизм оставался здесь постоянно, обогащаясь новыми культурными традициями и практиками.
И сейчас шаманы в этих местах пользуются особым почетом и уважением.
В XVII веке, спускаясь по Ангаре, сюда проникают первые русские казачьи дружины. Их манили богатства Сибири - пушнина, соль и слюда.
На месте сегодняшней Слюдянки они возвели острог для защиты от эвенков. О возведении острога было доложено царю Алексею Михайловичу в 1647 году.
Протекающую местную реку назвали Похабихой (сейчас это река - Слюдянка) в честь землепроходца Ивана Пахабова, енисейского казака и боярского сына.
В последствии острог перенесли, о месторождении слюды забыли на долгие годы. Вспомнили о слюде только во времена императора Павла I.
По его указу в 1802 году было построено Слюдянское зимовье и вновь была начата добыча слюды.
Позже были обнаружены залежи лазурита и других драгоценных камней.
Из Слюдянки мы отправляемся к порту Байкал. Железная дорога проходит по мостам и тоннелям и самым живописным местам озера.
У тоннеля №18 делаем остановку - в этом месте произошла стыковка Великого сибирского пути.
На место стыковки приезжал сам министр путей сообщения Российской империи Михаил Хилков. Он самолично вбил последний костыль 13 сентября 1904 года.
Летом 1905 года в этих местах произошло землетрясение и свод тоннеля обрушился.
Во время прокладки второй ветки путей был пробит новый тоннель - 18-бис, а первый тоннель перестали эксплуатировать.
Тоннель Половинный - самый длинный тоннель Кругобайкальской железной дороги, его длина составляет 778 метров.
Особенность тоннеля - он абсолютно прямой, если встать у входа в тоннель, то виден просвет выхода.
С тоннелем связана легенда. В целях сокращения строительства тоннеля, его начали строить с двух сторон. Инженер произвел все расчеты, однако в намеченные сроки бригады рабочих не встретились.
Инженер, предполагая, что произвел ошибку в расчетах, не выдержал эмоционального потрясения и застрелился.
В тот же день бригады рабочих встретились, причем отклонения от расчетов были не значительные.
Вывод - поспешай, но не спеши.
Конец 1880 годов - время глобального обнищания Северной Италии. Многие итальянцы разъехались на заработки, так они попали и на строительство Кругобайкальской железной дороги.
Итальянцы отвечали за кладку стен и сводов в тоннелях. Работали итальянцы очень хорошо, не пьянствовали и не прогуливали.
Поэтому за работу им платили почти в три раза больше чем русским строителям. Жили итальянцы, как все, в очень ужасных условиях, бывало их накрывали обвалы.
На память об их работе остались мастерски выполненные своды и стены тоннелей, каменные арки.
В 1905 году началась Русско-Японская война и всех иностранцев удалили со стратегического объекта, но некоторые так и остались проживать в Сибири.
В Иркутске они образовали итальянское землячество, некоторые даже открыли фотоателье.
Наш электропоезд прибывает на конечную станцию - порт Байкал. Здесь мы, прихватив свой багаж, высаживаемся вместе с шумной толпой китайских туристов.
Наш путь лежит к переправе через устье Ангары, к следующему пункту назначения - Листвянке.
Продолжение:
Подписывайтесь на мой канал, делитесь в социальных сетях и оставляйте свои комментарии!
Всем доброго дня!
#байкал #слюдянка #кбжд #путешествия #путешествияпороссии #путешествияитуризм