Представьте себе рекламную фотосессию для крупного и известного бренда! Море аппаратуры, вспышки камер, огромная команда, состоящая из моделей, фотографов, стилистов, визажистов и специалистов по реквизиту, а также месяцы подготовки, тонны реквизита, ну и съемочные площадки где-нибудь в Милане, Лос-Анджелесе или хотя бы Сочи.
Представили? В реальности, стоит признать, все происходит немного иначе. Мы, в агентстве «ЕстьИдея», с заранее подготовленным таймингом смогли провести съемку с командой из 4 человек всего лишь за один день. И при этом справились с процессом, используя весьма демократичный бюджет клиента! Присаживайтесь поудобнее — сегодня вас ждет рассказ о том, как создать не просто серию эффектных снимков для Instagram, а полноценный визуальный образ известной алкогольной марки.
Бренд Finsky Ice («Финский лед») существует на рынке с 2014 года и стабильно входит в ТОП-10 самых популярных водочных брендов России, но соцсети, посвященные продукции, вплоть до 2020 года не велись. Поэтому нашей задачей стала комплексная работа с клиентом в digital-мире: разработка SMM-стратегии «под ключ», создание концепции ведения, написание контента и, конечно же, проведение тематической фотосессии для использования фотоматериалов в соцсетях. Собственных визуалов у бренда было не так много, а, как все мы знаем, регулярные публикации и stories требуют их в большом объеме.
Итак, как же проходил сам процесс подготовки и реализации фотосессии? Конечно же, в несколько этапов:
Этап 1. Заполнение брифа клиентом.
Говорим сразу: то, какая картинка получится по итогу в постах, практически на 80% зависимости от того, насколько подробно вы пропишете вопросы в брифе, а клиент в дальнейшем ответит на них. Что особенно важно учесть при формировании брифа:
— Цель и задачи проекта. В нашем случае, хоть марка и была давно представлена на рынке, ключевой целью было познакомить пользователей Instagram с брендом, а также рассказать аудитории о масштабном рестайлинге продукции.
— ЦА (целевая аудитория). Изначально SMM-стратегия предполагала ведение двух основных групп аудитории — молодых тусовщиков и любителей вечеринок в возрасте 18-30 лет и более возрастной аудитории, 30-50 лет, для которой главным в продукте является его качество. Но затем, после проведения детального анализа, аудитория была изменена на преимущественно мужчин 25+, со средним и ниже среднего уровнем дохода, предпочитающих коктейли и встречи с друзьями по выходным.
— Стилистика проекта. Ждать, что клиент укажет в описании: «Хочу фото в стилистике ранней Энни Лейбовиц» — это, конечно же, утопия, но благодаря тому, что наш заказчик подробно описал, что хочет видеть на фото, а дизайнер подготовил несколько референсов, нам удалось сразу же понять настроение и стилистику фотосессии. На их основании мы создали тематический moodboard.
Этап 2. Концепция и финальные референсы.
На основе заполненного брифа и согласованной SMM-стратегии мы сформулировали идею нашей продуктовой фотосессии: «“Финский Лед”. Главное — внутри». А также выделили ключевые слова: «высокое качество», «финский стиль», «крутая вечеринка». Основными направлениями в фото стали:
- фото продукта и деталей упаковки (колпачка, этикетки, QR-кода, бутылки с выпуклыми переливающимися льдинками, чтобы показать, что изменилось в ходе рестайлинга);
- фото коктейлей (ЦА часто использует водку для их приготовления);
- фото с атрибутикой Финляндии (откуда родом бренд).
Для каждого из пунктов были подобраны конкретные референсы и создан стилистический moodboard. В качестве источников для сбора референсов мы использовали аккаунты европейских, американских и японских конкурентов в Instagram, Pinterest, а также фотостоки.
Концепцию и референсы упаковали в презентацию и отправили клиенту на согласование.
Этап 3. Раскадровка.
После согласования конкретных референсов начинается один из самых интересных и при этом энергозатратных шагов — прописывание всех композиций, которые будут использованы фотографом во время съемки. Поделимся с вами тремя ключевыми советами:
- Проводите раскадровку в несколько этапов. Сначала разбейте все сюжеты на несколько более общих категорий и прикиньте, какой процент от фотографий (а значит, и времени) придется на каждую из групп. Не забудьте показать этот список заказчику и согласовать его.
Согласовав первый этап, пропишите раскадровку для каждой из выделенных категорий. В раскадровку должна входить информация о том, как будет расположен декор, какой свет предполагается использовать, на каких кадрах будет использоваться общий или крупный план и так далее. Здесь же советуем прописать и информацию по таймингу каждого из кадров. - Не забывайте, помимо пожеланий клиента, учитывать будущую контент-сетку и, конечно, бюджет проекта. Фотографии должны соответствовать содержанию будущих рубрик, а референсы кадров должны соответствовать тому, что вы сможете воссоздать в соответствии с бюджетом.
- По возможности привлекайте фотографа сразу же на этапе раскадровки. Только он сможет сказать, какая композиция будет более интересной и понадобится ли дополнительное оборудование, а также по необходимости добавит или, наоборот, уберет предложенный вами декор.
- Учитывайте специфику сети, в которой будет размещен контент. Если вы планируете размещать квадратные визуалы, то акцент композиции должен быть на центральной части кадра. Если же вы делаете вертикальные композиции, то их верхняя и нижние части не должны пустовать, то есть, как и середина кадра, они должны быть заполнены декором.
Этап 4. Основная подготовка к съемке.
К подготовке фотосессии (не считая согласования референсов и концепции) стоит приступать минимум за 2 недели, а лучше месяц до предполагаемой даты. Что необходимо учесть на этом этапе:
- Состав команды. В него должны входить продюсер (человек, который координирует съемку, следит за таймингом, а также за тем, чтобы все сюжеты были отсняты и все пожелания клиента выполнены; помимо этого, продюсер ищет выход из нестандартных ситуаций на площадке и отвечает за результат) и фотограф. Нам для съемки также были необходимы фуд-декоратор и бармен, который готовил коктейли и выступал в качестве модели.
При участии моделей в съемке к этому списку необходимо добавить визажиста, парикмахера и стилиста. - Локация. В зависимости от своей задачи помните, что найти подходящую студию не так просто, как кажется. Нам для проведения съемки необходима была не простая интерьерная студия с окнами в пол, а пространство с неоновым и естественным освещением, барной стойкой, мойкой, холодильником.
Такой формат студий найти практически невозможно даже в Москве, но нам несказанно повезло: через сайт мы нашли бар, который идеально подходил нам по интерьеру и свету. Более того, он был готов пустить нас на целый день в понедельник, предоставить часть необходимой посуды и даже ледогенератор! Просто фантастическая удача, правда?
- Тайминг. Как мы писали ранее, не забывайте указывать точный тайминг фотосессии. Ведь чем детальнее будет указано время на каждый кадр, тем больше шансов, что вы уложитесь в отведенное время и все успеете. Вот несколько лайфхаков, которые помогут вам в формировании тайминга:
— На заход в студию, подготовку аппаратуры и сбор начальной композиции нужно выделить минимум 30-40 минут.
— На переход к следующему сюжету/композиции оставьте около 15-20 минут. За это время фотограф передвинет оборудование, выставит и проверит свет и т. д.
— Не забудьте включить в тайминг перерыв на обед.
— При составлении тайминга заложите на создание одной фотографии минимум 10-15 минут в зависимости от сложности композиции. Помните, что для предметной съемки надо больше времени, так как стилисту необходимо будет выложить красивый кадр и в процессе двигать предметы.
- Смета. Бюджет съемки — это дорога с двусторонним движением. С одной стороны, от него зависят количество кадров, продолжительность съемки, уровень фотографа, который вы можете себе позволить, и т. д. С другой — уже в процессе он будет многократно корректироваться. Обязательно учтите в смете следующие моменты:
— работу фотографа — от 3500 до 8000 руб./ час;
— работу координатора — 5000-25000 руб./час, зависит от сложности съемки;
— услуги декоратора или фуд-стилиста — от 2500 руб./час;
— аренду локации — 2000-5500 руб./ час;
— покупку и подбор декора — еды, соков, новогодних украшений, посуды — бесконечность;
— транспортные расходы (Очень часто при организации забывают про этот пункт, а он есть всегда. Нередко фотограф берет на съемку дополнительный свет и везет его на такси, фуд-стилисту нужно собрать декор в разных частях города, для создания композиции требуется дополнительное оборудование и т. д.);
— обед и вода из расчета 500 руб. на человека. Голодная команда — невнятный результат!
Этап 5. День съемок. С чем могут возникнуть сложности?
Честно говоря, со всем! Например, все участники застрянут в бесконечных московских пробках, не будет работать ледогенератор, у фотографа перегорит светильник, кто-нибудь из команды заболеет. В общем, человеческий фактор есть всегда и везде. Основные форс-мажоры, к которым всегда нужно быть готовым:
- Вы превысили бюджет. Нужно закладывать в смету непредвиденные расходы — минимум 10%.
- Вы не уложились в запланированный тайминг. Всегда при составлении тайминга фотосессии закладывайте дополнительное время, а на конец дня оставляйте кадры, которые можно доснять без клиента, показав ему уже готовый результат. Обязательно перед съемкой предупреждайте всю команду о тайминге, а на съемке тщательно следите за ним.
- Клиент решил вносить изменения во время съемки. Поверьте, это происходит всегда. Как избежать такой ситуации? Можно получить подпись под согласованием раскадровки или просто проявить находчивость во время самой фотосессии и выполнить пожелания заказчика, если это возможно.
Этап 6. Постобработка фотографий.
В нашем случае, фотограф смог уже через два дня прислать результаты съемки, отсеяв нечеткие и испорченные кадры (такая скорость бывает не всегда). Из них клиент выбрал 40 снимков, через 9 дней мы получили их в обработанном виде.
Вместо выводов.
Фотосессия, как и любой процесс с несколькими участниками, полна сюрпризов: можно выбиться из графика, потратить больше денег, чем планировалось или, наконец, клиент может все изменить — от целевой аудитории до композиций, составленных во время съемки! Но чем меньше вы будете надеяться на то, что «разберетесь по ходу пьесы», и тщательнее подготовитесь, тем больше шансов, что на выходе получите фото, которые отлично «зайдут» подписчикам. И не только им: клиент может использовать фото для рекламы, публикаций в традиционных СМИ и т. д.
P. S. Если чередовать отснятые кадры с выкупленными имиджами из фотобанка, то 40 фотографий вам хватит на 4-5 месяцев. В идеале нужно проводить съемки 2-3 раза в год.
Кстати, совсем скоро мы подготовим для вас интересную статью о частых ошибках во время проведения съемок! Пишите в комментариях своих страхи, и мы с радостью рассмотрим, как их можно было избежать. А за каждый лайк к статье мы подготовим по лайфхаку).