Ленинградский Молодежный театр был открыт 18 января 1980 г. показом постановки «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Б. Голлера. Режиссером этого и других спектаклей был ученик Ю.П. Любимова и Г.А. Товстоногова – Владимир Афанасьевич Малыщицкий, возглавивший новый театр в период с 1980 по 1983 г. В основу репертуара легли произведения писателей и драматургов, живших в то время: И. Меттера, А. Володина, Ч. Айтматова, В. Кондратьева и других. Спектакли Малыщицкого привлекали зрителей исповедальностью и публицистичностью.
Традиционный условный барьер между сценой и залом здесь отсутствовал: это была форма, которую с готовностью принимали молодые. Яркий, но очень недолгий этот этап жизни Молодёжного театра был завершен с вынужденным уходом его создателя: В.А.Малыщицкий оставался главным режиссёром до сентября1983.
Нина Усатова, народная артистка России, актриса ГАБДТ им.Г.А.Товстоногова:
«Наверное, не было бы в моей биографии ни БДТ, ни нынешних моих киноролей, если бы 20 лет назад я не стала актрисой Молодёжного театра, руководимого Малыщицким. До сих пор это любимый адрес – Фонтанка, 114. Когда прохожу мимо, радостно щемит сердце. Жили мы там одной большой семьёй, никаких интриг, зависти и злости. Приходили в 9 утра, уходили в час ночи. Репетировали взахлёб. Малыщицкий – настоящий фанатик театра. К тому же ещё чуткий педагог, психолог. Он даёт актёру возможность поверить в себя: я, например. В Молодёжном сыграла такие роли, к которым в других обстоятельствах даже близко не подошла бы».
Валерий Кухарешин, з.а.России, актёр Молодёжного театра на Фонтанке: «Малыщицкому мы обязаны, прежде всего, появлением Молодёжного. Моя профессиональная и человеческая юность совпала с юностью этого театра. Это было время, когда в Театр беззаветно верили. Спектакли были наполнены чистым, искренним чувством правды; мы работали с безумной самоотдачей и любовью. У нас царила домашняя, тёплая атмосфера. Даже Новый год по единодушному желанию коллектива мы справляли здесь. К сожалению, сейчас это ощущение дома в театрах утрачивается».
С 1983 по 1989 г. Молодёжный театр возглавлял другой ученик Г.А. Товстоногова – Ефим Михайлович Падве. Театр сохранил свое название, труппу и часть репертуара, высокий уровень драматургии и интерес к современности. Но индивидуальность его нового творческого руководителя была иной. Не публицистика, а тончайший психологизм, жизнь человеческого духа привлекали Ефима Падве.
«Если аудитория театра приближается к молодёжной – это хороший признак. Пусть иногда она чересчур темпераментно принимает то, что просто модно или даже поверхностно. Но зато молодежь также решительно перестает ходить туда, где штампы и декларации». Ефим Падве
Спектакли «Вечер, «Пять углов», «Записки молодого человека/Игрок» в постановке Падве получили награды различных фестивалей и конкурсов. Спектакли «Сирано де Бержерак», «Концерт – фронту» принесли театру известность и за рубежом.
Вампиловская «Утиная охота» в его сценической интерпретации была одной из лучших ленинградских постановок 80-х годов.
Театр стал выезжать на заграничные гастроли, а на родине очереди за билетами тянулись через весь Измайловский сад… Спектакль-концерт «Звучала музыка в саду» за 10 лет прошел более пятисот раз и был сохранен в репертуаре театра после трагической кончины его создателя.
Сергей Григорьевич Шуб
Царил Золотой век русского репертуарно театра. Это был сложный организм театра-Дома, который требовал Хозяина, главу этого Дома. Такого режиссера невозможно поставить в театр приказом сверху. Это не должность, а определенный способ существования – и творческий, и этический. Именно таким хозяином театра-Дома был Ефим Падве. У него было точное понимание того, как должен режиссер проявлять себя в творчестве. Он никогда не выворачивал пьесу наизнанку и при этом умел извлечь из материала его самый глубинный смысл. Он не «натягивал» пьесу на современность. Чтобы выразить ее актуальность, Падве просто проявлял сегодняшний ее смысл.