Найти тему

Эпоха до Спивака

Афиша Ленинградского государственного Молодежного театра, 1980 г.
Афиша Ленинградского государственного Молодежного театра, 1980 г.

Ленинградский Молодежный театр был открыт 18 января 1980 г. показом постановки «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Б. Голлера. Режиссером этого и других спектаклей был ученик Ю.П. Любимова и Г.А. Товстоногова – Владимир Афанасьевич Малыщицкий, возглавивший новый театр в период с 1980 по 1983 г. В основу репертуара легли произведения писателей и драматургов, живших в то время: И. Меттера, А. Володина, Ч. Айтматова, В. Кондратьева и других. Спектакли Малыщицкого привлекали зрителей исповедальностью и публицистичностью.

Из архива Молодежного театра на Фонтанке
Из архива Молодежного театра на Фонтанке

Традиционный условный барьер между сценой и залом здесь отсутствовал: это была форма, которую с готовностью принимали молодые. Яркий, но очень недолгий этот этап жизни Молодёжного театра был завершен с вынужденным уходом его создателя: В.А.Малыщицкий оставался главным режиссёром до сентября1983.

Нина Усатова в спектакле "Сотников".
Нина Усатова в спектакле "Сотников".

Нина Усатова, народная артистка России, актриса ГАБДТ им.Г.А.Товстоногова:

«Наверное, не было бы в моей биографии ни БДТ, ни нынешних моих киноролей, если бы 20 лет назад я не стала актрисой Молодёжного театра, руководимого Малыщицким. До сих пор это любимый адрес – Фонтанка, 114. Когда прохожу мимо, радостно щемит сердце. Жили мы там одной большой семьёй, никаких интриг, зависти и злости. Приходили в 9 утра, уходили в час ночи. Репетировали взахлёб. Малыщицкий – настоящий фанатик театра. К тому же ещё чуткий педагог, психолог. Он даёт актёру возможность поверить в себя: я, например. В Молодёжном сыграла такие роли, к которым в других обстоятельствах даже близко не подошла бы».

Валерий Кухарешин в спектакле "И дольше века длится день".
Валерий Кухарешин в спектакле "И дольше века длится день".

Валерий Кухарешин, з.а.России, актёр Молодёжного театра на Фонтанке: «Малыщицкому мы обязаны, прежде всего, появлением Молодёжного. Моя профессиональная и человеческая юность совпала с юностью этого театра. Это было время, когда в Театр беззаветно верили. Спектакли были наполнены чистым, искренним чувством правды; мы работали с безумной самоотдачей и любовью. У нас царила домашняя, тёплая атмосфера. Даже Новый год по единодушному желанию коллектива мы справляли здесь. К сожалению, сейчас это ощущение дома в театрах утрачивается».

С 1983 по 1989 г. Молодёжный театр возглавлял другой ученик Г.А. Товстоногова – Ефим Михайлович Падве. Театр сохранил свое название, труппу и часть репертуара, высокий уровень драматургии и интерес к современности. Но индивидуальность его нового творческого руководителя была иной. Не публицистика, а тончайший психологизм, жизнь человеческого духа привлекали Ефима Падве.

«Если аудитория театра приближается к молодёжной – это хороший признак. Пусть иногда она чересчур темпераментно принимает то, что просто модно или даже поверхностно. Но зато молодежь также решительно перестает ходить туда, где штампы и декларации». Ефим Падве

Ефим Падве на репетиции спектакля "Из записок молодого человека"
Ефим Падве на репетиции спектакля "Из записок молодого человека"

Спектакли «Вечер, «Пять углов», «Записки молодого человека/Игрок» в постановке Падве получили награды различных фестивалей и конкурсов. Спектакли «Сирано де Бержерак», «Концерт – фронту» принесли театру известность и за рубежом.

Спектакль "Сирано де Бержерак"
Спектакль "Сирано де Бержерак"

Вампиловская «Утиная охота» в его сценической интерпретации была одной из лучших ленинградских постановок 80-х годов.

Спектакль "Утиная охота"
Спектакль "Утиная охота"

Театр стал выезжать на заграничные гастроли, а на родине очереди за билетами тянулись через весь Измайловский сад… Спектакль-концерт «Звучала музыка в саду» за 10 лет прошел более пятисот раз и был сохранен в репертуаре театра после трагической кончины его создателя.

Спектакль "Звучала музыка в саду..."
Спектакль "Звучала музыка в саду..."

Сергей Григорьевич Шуб

Царил Золотой век русского репертуарно театра. Это был сложный организм театра-Дома, который требовал Хозяина, главу этого Дома. Такого режиссера невозможно поставить в театр приказом сверху. Это не должность, а определенный способ существования – и творческий, и этический. Именно таким хозяином театра-Дома был Ефим Падве. У него было точное понимание того, как должен режиссер проявлять себя в творчестве. Он никогда не выворачивал пьесу наизнанку и при этом умел извлечь из материала его самый глубинный смысл. Он не «натягивал» пьесу на современность. Чтобы выразить ее актуальность, Падве просто проявлял сегодняшний ее смысл.

Труппа театра
Труппа театра