Найти тему
Душа на колесах

"С-60": трактор, который спас людей в Арктике и победил вермахт

Оглавление

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) появился в 1933 году. Изначально здесь планировался выпуск колесной и гусеничной техники для народного хозяйства, двигателей ВС и запчастей.

Кстати, в проектировании будущего предприятия активно помогала компания Albert Kahn Associates, Inc. из Детройта. Вообще Кан приложил руку не только к созданию ЧТЗ. По его проектам построены тракторные предприятия в Сталинграде, Томске и Харькове, а также автомобильные заводы в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве и других городах. Кроме того, он открыл множество станкостроительных и авиационных заводов, а еще несколько кузнечных цехов. Такая вот индустриализация России.

Первенец «ЧТЗ»

Первой техникой, которая выкатилась из заводских ворот, стал маленький и с виду неказистый трактор «Сталинец» С-60, собранный по образцу американского Caterpillar Sixty. Весил он 9,5 т и при этом мог тянуть до 4,5 т. На новую технику поставили 4-тактный двигатель с четырьмя цилиндрами мощностью 72 л.с. Вместо привычного дизеля использовался лигроин – продукт прямой нефтеперегонки.

Почтовая марка
Почтовая марка

Штурм Памира

Первый в своей истории вызов «Сталинец» бросил высокогорью Памира. В декабре 1935 года грузовая колонна с продовольствием попала там в снежную ловушку. На высоте 5 км морозы достигали -50°С. Валил снег, дул ветер. В этих сложнейших условиях маленькие трактора сумели проложить дорогу длиной более 700 км и все же привезли долгожданный груз в горные поселки. Это была настоящая победа.

«Снежный переход»

А через год перед трактором встала новая задача. Тогда суровой зимой 1936-37 гг. в Якутии чуть не случилась трагедия. Северным морским путем, а затем по реке Лене шел караван судов и вез в арктический регион тонны полезного груза. Жители таежных поселков с нетерпением ждали муку, крупу, сахар, консервы, хлеб, лекарства и электрическое оборудование.

Но ударили сильнейшие морозы, и реку сковал лед. Да такой, что его толщина на отдельных участках достигала одного метра. Суда намертво вмерзли, и караван застрял без шанса сдвинуться с места до весны. Нужно было срочно спасать груз в условиях бездорожья и лютого холода. Многим такая экспедиция казалась невозможной.

Трактор у проходной ЧТЗ
Трактор у проходной ЧТЗ

Но невозможное удалось Челябинскому тракторному. Севморпуть тогда при поддержке завода в короткие сроки организовал экспедицию из 200 добровольцев на новеньких тракторах «Сталинец».

Спасательная экспедиция стартовала 4 февраля. В итоге каждая машина несла на себе до 22 т. полезной нагрузки. Всего трактора прошли 2000 км, успешно добрались до застрявших судов и отвезли груз в Якутск. Все закончилось благополучно. В Якутске трактору С-60 даже поставили памятник в честь героического подвига добровольцев. Сам «Сталинец» позже прошел модернизацию и даже завоевал «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже 1937 года.

Битва на Эльбрусе

Серьезную помощь «Сталинец» оказал советским войскам в годы Великой Отечественной войны на одном из самых сложных ее участков – «Заоблачном фронте». Объединенные силы немецких, румынских и словацких войск рвались тогда через Кавказский хребет. 21 августа 1942 года обе вершины Эльбруса оказались заняты горнопехотной дивизией вермахта «Эдельвейс».

Трактор-тягач для артиллерии
Трактор-тягач для артиллерии

Шли тяжелые бои. Наши машины с трудом проходили высокогорье. Выручал только трудяга-«Сталинец». Он единственный уверенно шел по горным перевалам. Шел и тащил за собой военную технику. После освобождения Нальчика в битве за Кавказ наступил перелом. Мясники из «Эдельвейса» позорно бежали. Вслед им полетели нацистские флаги, а на Эльбрусе вновь развевалось советское знамя.

Вечная память героям

В 80-х годах XX века на северном склоне горы Эльбрус установили обелиск в память о событиях Великой Отечественной. В основание монумента положили детали старенького трактора. Как дань его безотказной службе.

С-60 в Керчи
С-60 в Керчи

С мая 2017 года подлинный «Сталинец» можно увидеть в керченском сквере Памяти. Эту машину случайно нашли участники поисковой экспедиции в заваленных Аджимушкайских каменоломнях. В 1942 году там, под землей, развернулось целое партизанское движение. К сожалению, отряд, которому принадлежал трактор, практически полностью погиб.

Памятная табличка
Памятная табличка

А самый известный памятник трактору С-60 можно увидеть возле проходной Челябинского тракторного завода. Его установили здесь еще в далеком 1938 году. Сегодня это единственный сохранившийся «Сталинец» на всем Южном Урале.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории из мира техники.

#трактор #авто #история