Аборты в Библии. Можно или нельзя?

7,2K прочитали

В этой статье я не буду рассуждать о моральности или аморальности абортов. Моя цель заключается в том, чтобы поведать о библейском понимании аборта.

Думаю, всем известно, что церковь запрещает аборты, за исключением случаев, когда он необходим для спасения женщины. Но что говорит нам Библия?

В этой статье я не буду рассуждать о моральности или аморальности абортов. Моя цель заключается в том, чтобы поведать о библейском понимании аборта.

В современном мире тема абортов очень актуальна. Недавно в Польше запретили аборты на законодательном уровне. В этом году Верховный суд США отменил решение об обязательном предоставлении женщинам права на аборт. Теперь каждый штат сам будет решать, можно ли делать женщинам аборт или нельзя.

В России проблема абортов обсуждается десятилетиями. Особую роль в этом играет Русская православная церковь, которая пытается сподвигнуть законодателей принять закон о запрете абортов. В недавнем выступлении патриарха Кирилла в Совете Федерации глава РПЦ предложил запретить аборты в частных клиниках. Основанием для запрета служат христианские ценности, основанные на Библии.

Аборты в Ветхом Завете

Многие "прогрессивные" христиане, особенно на Западе, считают, что право на аборт является наиважнейшим в жизни каждой женщины. Что удивительно, они подкрепляют свою позицию с помощью Ветхого Завета.

Христиане, выступающие за возможность делать аборты, обычно активно действуют в США, потому что именно там развито движение прочойсов (за выбор) и пролайферов (за жизнь).
Христиане, выступающие за возможность делать аборты, обычно активно действуют в США, потому что именно там развито движение прочойсов (за выбор) и пролайферов (за жизнь).

Да, в Ветхом Завете сказано, что жизнь человека начинается в утробе матери. Именно поэтому аборт является убийством с точки зрения большинства христиан:

"Так говорит Господь — создавший тебя, сотворивший тебя во чреве, Который тебе поможет". (Исаия 44:2)
"Прежде чем Я образовал тебя во чреве, Я уже знал тебя, прежде чем ты вышел из утробы, Я избрал тебя; Я назначил тебя пророком для народов". (Иеремия 1:5)

В этих стихах ничего не сказано о запрете абортов, они лишь служат основанием для тезиса, что жизнь начинается с зачатия. И раз она начинается с зачатия, то ее нельзя прерывать, ведь жизнь - наивысшая ценность. Так считает большинство христиан.

Также противники абортов ссылаются на стих из Книги Исход, где сказано о защите невинных:

Не обвиняй ложно, не казни невиновного и честного: Я не прощу такого злодеяния. (Исход 23:7)

Подразумевается, что нерожденные дети являются невинными, значит аборт недопустим.

Но давайте обратим внимание на стихи Библии, которые касаются непосредственно абортов. Во-первых, это та же Книга Исход. Читаем:

"Если дерущиеся мужчины ударят беременную женщину и она преждевременно родит, но другого вреда не будет, то с обидчика нужно взыскать все, что потребует муж и позволит суд". (Исход 21:22)

Здесь ничего не сказано о запрете на аборт, но продемонстрирован случай, при котором происходит аборт. Обратите внимание, что наказанием за выкидыш является штраф, а не смертная казнь, как в случае с убийством в этой же книге. Если за убийство взрослого человека полагается смертная казнь, то за аборт достаточно взыскать материальную компенсацию.

Есть более прямолинейные стихи в Ветхом Завете. Они написаны в 5 главе Книги Чисел:

"Пусть священник скажет женщине: „Если другой мужчина не спал с тобой, если, будучи замужем, ты не изменила и не осквернилась, то пусть эта горькая вода, наводящая проклятие, тебе не повредит. Но если, будучи замужем, ты изменила и осквернилась, ложась с другим мужчиной, кроме мужа, — тогда пусть священник велит женщине дать клятву проклятия и скажет ей: — то пусть предаст тебя Господь на проклятия и брань в твоем народе, сделав твое лоно опавшим, а живот вздутым. Пусть эта вода, наводящая проклятие, войдет в тебя, чтобы твой живот вздулся, а лоно опало“. (Числа 5:19-22)
Испытание прелюбодейки.
Испытание прелюбодейки.

Этот отрывок используют "прогрессивные" христиане, дабы оправдать практику аборта. Ведь здесь говорится, что женщина, забеременевшая от другого, может лишиться ребенка, если выпьет отравленную воду в процессе магического ритуала. Здесь дается "рецепт" для аборта, даже санкция. Поэтому многие христианки пользуются этим отрывком, чтобы заявить о правомерности своего выбора.

Однако они ошибаются. Действительно, этот отрывок показывает возможность для аборта - если женщина изменила и забеременела. Однако никаких прав женщине этот отрывок не дает. В тексте женщина показана как заложница патриархальной системы, она вынуждена участвовать в ритуале, который контролируют мужчины в лице священнослужителей. При этом в отношении мужчин никаких проверок на прелюбодеяние в Библии нет.

Тем не менее, данный отрывок является лучшим примером того, как Бог одобряет аборт женщины. Таким образом, библейский Яхве не выступает против абортов вообще. Ведь если женщина изменила и забеременела от другого, значит ее ребенком можно пожертвовать. Этого хочет бог, этого хотят библейские священники. Для них жизнь ребенка не так важна, как чистота женщины перед ее мужем.

В дополнение приведу еще один отрывок из Книги пророка Иеремии, где автор винит мужчину, который известил его отца о том, что мать Иеремии беременна им. Он фантазирует о своей смерти во чреве без какого-либо осуждения данного деяния:

Пусть слышит он утром плач, а в полдень — боевой клич, за то, что во чреве меня не убил, чтобы стала мне мать могилой, чтобы чрево осталось беременным вовеки. (Иеремия 20:16)
Иеремия.
Иеремия.

Аборт в Новом Завете?

Христиане из "прогрессивных" направлений христианства ссылаются на образ жизни Иисуса, чтобы продемонстрировать самодостаточность женщин, которые в праве выбирать - делать им аборт или нет.

Действительно, Иисус Христос в евангелиях показан как персонаж, который благоволит женщинам, пытается их защитить. Можно вспомнить сюжет из Евангелия от Иоанна, как Иисус спас женщину от побития камнями, сказав, "кто не без греха, бросьте в нее камень", и никто не бросил, ведь все сочли себя грешными.

Однако Иисус помогает женщин не для того, чтобы эмансипировать их. Женщины для Иисуса - часть патриархальной системы. Для примера приведу забавный сюжет из Евангелия от Марка, где Иисус вылечил женщину, и после этого она стала накрывать стол:

Теща Симона лежала в горячке, и Иисусу сразу сказали о ней. Он подошел к ней, взял ее за руку и помог подняться. Жар ее прошел, и она начала накрывать им на стол. (Марк 1:30-31)
Иисус исцеляет женщину.
Иисус исцеляет женщину.

Здесь женщина выступает как прислуга, чтобы мужчины смогли нормально посидеть, обсудить дела и поесть. Так происходит во всем евангелии. Иисус делится важной информацией именно с мужчинами, а не с женщинами. Именно мужчинам он поручает важные миссии:

Он созвал двенадцать учеников и начал посылать их по двое, дав им власть над нечистыми духами. (Марк 6:7)
Через шесть дней Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и привел их на высокую гору. (Марк 9:2)
Иисус шел впереди встревоженных учеников, а за ними следовал испуганный народ. Снова отведя двенадцать в сторону, Иисус стал рассказывать им о том, что с Ним будет. (Марк 10:32)

В евангелиях Иисус ожидает от женщин соблюдения патриархальных норм и ожиданий. Основатель христианства не был феминистом, поэтому некорректно рассматривать его в качестве спасителя социального положения женщин.

Рубенс "Пир у Симона Фарисея". Женщина моет миром ноги Иисуса.
Рубенс "Пир у Симона Фарисея". Женщина моет миром ноги Иисуса.

Вывод

Таким образом, тема абортов в Библии может иметь разные сценарии. Жизнь человека важна, в том числе жизнь невинных, но непонятно о каких людях идет речь: о всех или только о взрослых. В Библии дети не являются полноценными людьми, поэтому, скорее всего, должна цениться только жизнь невинных взрослых.

Также в Библии мы видим возможный сценарий для аборта, и сама жизнь в утробе матери может быть приравнена к денежной компенсации.

В Новом Завете тема абортов не затрагивается, но "прогрессивные" христиане пытаются рассматривать право на аборт как проявление самодостаточности женщин, которую якобы продвигал Иисус. На самом деле Иисус никак не продвигал самодостаточность женщин. Для него женщины - служанки мужчин, те, кто должен выполнять свою социальную роль. По крайней мере никаких действий он не предпринимал для эмансипации женщин.

Следовательно, аборт в Библии не запрещен. Но не стоит забывать, что христианская традиция основана не только на Библии, но и на массивном предании церковных учителей, которые сложили особый взгляд на библейский текст, и этот взгляд является доминирующим в церкви.