Найти тему
Мегабайт

Картинки для грустных: чем интересно «Межсезонье» Александра Ханта

Кадр из фильма «Межсезонье». Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Межсезонье». Источник: kinopoisk.ru

Радикальная драма о подростковой любви, или «Поэма о Родине» — 23 июня в прокат вышел новый фильм Александра Ханта «Межсезонье». Смело, честно, больно, красочно и стильно — так можно сказать о картине на уровне ощущений. Мы попытались разобраться, о чем это кино и для кого.

Макс Корж поет: «Молодость все прощает» и на заборах пишут: «Молодость все простит». Когда тебе 15 лет, ты надеешься на лучшее будущее, хочешь доказать что-то миру, всем вокруг и найти справедливость. Но на самом деле ты просто хочешь устроить внутреннюю революцию.

Герои фильма «Межсезонье» Александра Ханта — обычные подростки. Даня Краснов (Игорь Иванов) живет с мамой и явно страдает от гиперопеки. Его мир в незатейливой постсоветской квартире выглядит так: обои в цветочек, плед с розами, клеенка на столе, старый сервиз, блинчики на завтрак, ванная с незатейливой, но жутковатой занавеской. Он боится всего, слишком застенчив и молчалив. Для него «революция» — это скорее слово из учебника по истории. Саша Макарова (Женя Виноградова) живет с матерью, мечтающей о диване из IKEA, отчимом и маленьким сводным братом. И для нее «революция» — это жизнь. Она рисует на обоях, вбивает гвозди в стену и дерется с матерью, чтобы та наконец ее услышала и поняла.

В странной блинчиковой, где красные кожаные диваны, жирные черные стрелки посетительницы и борщ в пластиковых тарелках, начинается эта история. Саша и Даня сбегают из дома. Ночуют на крыше, воруют одежду, машину, деньги, оружие, разрисовывают плакаты, стригутся, красят волосы, прячутся в старом и разваливающимся доме. А между этим всем боятся, смеются, плачут, кричат, ненавидят, не понимают и любят.

В основе сюжета реальная история. Казалось, кино должно быть о взрослении, диалоге, проблеме «отцов и детей», подростковом бунте. В 2018 году режиссер даже устроил в социальных сетях всероссийский кастинг — просил подростков записать видео, в котором они рассказывают о себе. А популярных актеров, таких как Ирина Горбачева, Алина Насибуллина и многих других, просил рассказать историю из детства или юности.

Но это очень стильная, как в цветовом, так и звуковом плане, картина. Специфичная цветокоррекция создает из обычных кадров настоящее авторское кино, которое моментами отсылает то к Уэсу Андерсону, то к клипам «Хаски» или Shortparis. Кстати, вторые звучат в этом фильме, как и «Дайте танк (!)», «ДДТ», «Антоха МС». А треки FACE*, «Пошлой Молли» и «Шарлота» даже смывают последние пару лет и возвращают в душную квартиру одноклассника, где вы запиваете дешевую водку апельсиновым соком, курите, смеетесь, целуетесь под эту самую музыку. И выковыривать из памяти эти моменты, сидя в зале кинотеатра, так же неприятно, больно и противно, как ощущать на утро похмелье от таких вечеринок.

Бэкстейдж со съемок фильма «Межсезонье». Источник: vk.com/tishshe
Бэкстейдж со съемок фильма «Межсезонье». Источник: vk.com/tishshe

Больно смотреть это кино. Здесь все реальное и настоящее, что даже начинаешь ерзать в кресле. «Откуда Хант подглядел это все?» Ответ прост: нужно отъехать на 1000 километров от Москвы и Петербурга. Бутылочки от Avon, наращенные ногти и ресницы, посредственные мечты. «Честно ответьте, вы довольны своей жизнью?» — задает Саша вопрос прохожим. И в этом наблюдается очень важный момент. Мы недовольны своей жизнью, хотим лучшего: денег, карьеры, любви. Только ничего для этого не делаем. Нужно начать изменения с себя — к этому призывает фильм. Иначе обрастешь нелюбимыми детьми, надоедливым партнером, скучной работой, начинаешь думать, как закрыть ипотеку, мечтать о диване из IKEA или даче и копить деньги на неделю в Турции. Это взрослая жизнь, и она так давит. Перестаешь мечтать о чем-то абстрактном и возвращаешься в эту самую реальность с панельками, постсоветскостью и людьми, которые во всех этих декорациях пытаются найти себя.

Кадр из фильма «Межсезонье». Источник: film.ru
Кадр из фильма «Межсезонье». Источник: film.ru

Единственная, на мой взгляд, неровность фильма — это главные герои. Они совершают внутренний бунт, делают много всего верного и неверного на своем пути, но почти не разговаривают. Как будто зритель должен угадать по тем небольшим диалогам, по музыке, по иллюстрациям лиц, дворов, панелек, окон, о чем же думают Даня и Саша и что чувствуют. Не то чтобы этого не хватает, история понятна и проста. А, главное, цельна. Но хочется знать, к какой свободе они бегут. Ведь в этом побеге они сильно меняются: Даня уже не так застенчив, а Саша, наоборот, не так храбра. Обретя любовь и покой в странной избушке, они почему-то хотят, чтобы их наконец просто «оставили в покое».

*Указанное физическое лицо является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Автор: Екатерина Уварова

© «Мегабайт Медиа»