Найти тему
море и пароходы

Капитан танкера Exxon Valdez

Умер капитан Джозеф Джеффри Хейзелвуд (Joseph Jeffrey Hazelwood). Ему было 75 лет.

Капитаны по разному входят в историю. Своя история была и у Джозефа Хейзелвуда. Да ещё какая история. Его имя - самое проклинаемое имя на Аляске.

Капитан Джозеф Джеффри Хейзелвуд был капитаном танкера Exxon Valdez. Того самого танкера, который сев на риф, вызвал одну из самых страшных экологических катастроф у берегов США.

Капитан Джозеф Джеффри Хейзелвуд. фото из открытых источиков.
Капитан Джозеф Джеффри Хейзелвуд. фото из открытых источиков.

23 марта 1989 года танкер Exxon Valdez под командованием Джозефа Джеффри Хейзелвуда сел на риф Блай. В результате 35 000 тонн сырой нефти вытекло из танкера. Вытекшая нефть нанесла серьёзный и жестокий удар по экосистеме Аляски, и последствия этой утечки аукаются до сих пор, хотя и прошло уже чуть более 30 лет.

Много чего писали об этом случае, включая и то, что капитан был пьян во время этого происшествия. Тем не менее, доказать в суде, что капитан был пьян, не удалось. В вину ему поставили немного другое.

В суде его практически оправдали. Его не было на мостике во время посадки на риф. Расследование, проведенное Национальным советом по безопасности на транспорте (NTSB), определило, что вероятной причиной аварии была неспособность третьего помощника правильно управлять судном из-за усталости и чрезмерной нагрузки. Этим же расследованием было определено и то, что почти вся команда танкера была измотана и не отдохнувшей. Это и привело к фатальной ошибке.

Exxon Valdez. Фото из открытых источников.
Exxon Valdez. Фото из открытых источников.

Проблемы с алкоголем у капитана были и в прошлом. Ему приостанавливали срок действия капитанской лицензии из-за злоупотребления алкоголем на борту судна, и он даже проходил лечение от алкоголизма в одной из клиник. Особо это лечение не помогло. Но, как уже сказано, доказать, что он находился в состоянии опьянения, не смогли. Да, и... честно говоря, не особо и верилось в то, что пьяный капитан засаживает судно на рифы. Судно следует согласно заранее проведённому плану перехода, и третьему помощнику, в непонятной ситуации следовало вызвать капитана на мостик, но не судьба. Вышло так, как вышло.

К чему приговорили капитана? К штрафу в 50 000 долларов и 1000 часам общественных работ. Приостановили действие капитанской лицензии на 9 месяцев. К слову, лицензии его не лишали, и после возобновления действия лицензии, он спокойно мог работать капитаном. Другое дело, для него не нашлось работы в море. Ни одна компания не захотела видеть его на мостике своих судов.

Штраф он выплатил только в 2002 году. Общественные работы... отработал и эти 1000 часов. Убирал мусор на Аляске. Участвовал в ликвидации последствий разлива нефти со своего танкера, хоть и прошло уже 20 лет с момента аварии.

Работал преподавателем в морском колледже, юрисконсультом по морскому праву.

Сильнее пострадала сама компания Эксон. Штраф в 150 миллионов долларов США, самый крупный штраф на тот момент (1991 год). Перевод 125 миллионов для ликвидации последствий и для выплаты по частным претензиям. И ещё миллиард долларов для всяческих урегулирований и страховых выплат. И ещё, и ещё... в итоге, компания выплатила около 3 миллиардов долларов за ошибку капитана и третьего помощника. После этого случая нефтяные компании, которые ещё имели в своём составе собственный флот, начали тем, или иным способом избавляться от флота, предпочитая брать сторонние танкеры в чартер, тем самым избегая ответственности и выплат в случае неприятных происшествий.

P.S. Этот же случай и лежит в истоках нынешней политики нетерпимости к алкоголю на борту торговых судов. Где жёстче, где чуть мягче, но алкоголю сказано нет. Вот про усталость и чрезмерные нагрузки... про это никаких политик. Дома отдохнёте, ребята...

Традиционно - ставьте лайк, если понравился материал.

И подписывайтесь на канал.

Всем здоровья.