Найти тему
Учитель гармонии

Месяц до учебного года

Оглавление

12-летняя Нина нет-нет да и спросит братца Толика, что ему думается в преддверии первого класса. Какие, мол, ощущения, ожидания, мечты и тому подобное.

А Толику как-то спокойно, безразлично, если не сказать - совсем фиолетово. Он пять лет бесперебойно проездил на метро в детский сад. Его почти два сезона таскали по вечерам на подготовку в музыкальную школу. На его глазах учатся, борются за качество, выступают, растут над собой старшие брат и сестра. Ну подумаешь - сменить "Рябинушку" на нечто соседнее, чуть большей этажности, чуть ближе к "Арбатской"...

А, кстати, в 4"Г" есть Петька под той же фамилией. Он сильный и ловкий. Если что, обидчика отмутузит. Вопрос защищённости, тем самым, решается.

Вот только жаль: в школе без тихого часа. Вскоре после полудня - пожалуйте на выход, милые дети! Толик в недоумении. Из сада никто не выпроваживал. Там было чудесно. Там остаётся маленький Димушка.

Да, говорят, бывает в школе продлёнка. Но, с маминых слов, Толе она не нужна. Или в кружках сидеть - или же музыке всерьёз учиться. Юноша Анатолий давно усёк все сопутствующие противоречия. И потому, папа обещал скоренько забирать, оперативно, "как только - так сразу". А там, глядишь, часика в два и специальность поставят. Или сольфеджио с хором. Каждый день свои события. Да мало ли... В ДМШ жизнь кипит.

Дети знают, что к общеобразовательной школе я отношусь ровно, без лишних эмоций. Как по мне, для способного и реактивного младшеклассника, залог успеха - безупречное посещение. Домашние задания, в нужном объёме, не проблема, когда они системно привязаны к классным работам.

А откуда возьмутся перебои в посещении, если маме, без вариантов, каждый будний день к первой паре на работу? Ну надо и надо. Приезжаем и приезжаем. Себе дороже - пропускать. Не приезжать просто глупо.

Старшие - отличники. Верно, сложности в учёбе ещё не успели проявиться! И нет, я не против сложностей - настоящих учебных нагрузок, высоких задач, взывающих к мобилизации сил. Адекватным, осмысленным испытаниям я рада. Но я категорически против балласта, который школа порой стремится выдать за компоненты гармонично развивающего плана.

Я не пойду, однако, об этом кричать. Ведь бесполезно же. Все споры и недовольства - убыточны. Значит, надо принять как данность, как формальность, принять ничуть не близко к сердцу. По верхам. Увы, ТАК рассуждать приходится часто. Наступает переполнение, при котором неестественно чем-то восхищаться в школе.

Имела неосторожность высказаться, и аккуратно, на родительском собрании по итогам 5-го класса. Меня не поняли. Ухмыльнулись. А говорила я, всего-то, о том, что детям не нужны, как обязательство, кулинарные видеосъёмки по ночам и проекты-трактаты-рефераты типа "Любимый бренд одежды". Изумлённые "коллеги"-родители вопрошали, действительно ли моей дочери нечего сказать по модной тематике... Но это, простите, не о школе. Это о чём-то другом. Расшатало нервы также "рациональное" предложение "неспешно заняться проектной деятельностью в выходные". Почему-то мне стало пронзительно жаль людей, готовых отдать своё свободное от работы (?) время на подобные нужды.

Меня нередко спрашивают, какие предметы "увлекают" моих ребят в общеобразовательной школе. Кто-то интересуется искренне, кто-то открыто нацелен уязвить: мол, мама искусственно ограничивает мир детей, окопавшись вокруг ДМШ. И я рада бы ответить - но, видимо, рановато делать выводы. Вообще, понятия "увлечение", "увлекательный" не ассоциируются у меня со школьной программой. Во всяком случае, пока...

У Нины и Пети один ответ: "Всё идёт нормально. Да, за домашнюю работу пять. И за контрольную пять." Кроме одиозных случаев, где пять не нужно совсем - но спустя время, для всеобщего удобства, таки будет пять.

Что заставляет меня, при всём почтении к классным руководителям и учителям-предметникам, выраженно смещать акценты в сторону "дополнительного" образования?

Человеческий фактор! Удельный вес его, в той же ДМШ, при индивидуальных активностях - на порядок выше. Там, где чутьё, природа и навыки неизмеримо важнее общепринятого знания, - по-другому и быть не может. Да, эмоции сильны и имеет право быть жёстко. Но, так или иначе, для меня музыкальная школа - территория волшебного доверия. Вдохновляемся им - и хочется возрастать над собой, идти дальше.

А что до общего образования, мой взгляд нынче прост.

Стараться встретить созвучных людей среди педагогов. По возможности, держаться за них. Брать из первых рук.

Не обманываться. Нет особой привязанности - и не надо. Значит, в другой раз. Позже. Для кого-то - много позже. Это не страшно.

А пока... Ходим. Соответствуем. Держим марку семьи. Получаем пятёрки как они есть.

Зачем форсировать? К чему насильно взращивать любовь, если та не приходит сама?

А вот уважению учимся. Это ещё много раз в жизни пригодится.

Отдаю Толика в первый класс с лёгким сердцем. Это мой третий заход! Я полна лояльности к системе, успев оставить позади все мелочные обиды.