Несмотря на дополнительные расходы на еду, транспорт и даже одежду, многие россияне сегодня стремятся выйти в офис с удаленной работы. При этом далеко не все в качестве причины называют желание общаться с коллективом. О главных мотивах сотрудников вернуться в офис — в интервью с Ольгой Валаевой, клиническим психологом НПЦ «Виртуальная Клиника» (МИП).
Какая, на Ваш взгляд, главная мотивация сотрудников вернуться в офис?
Во-первых, социализация — это гораздо больше, чем общение с коллективом. Город представляет собой универсальную форму концентрации различных ресурсов, сокращающих дистанцию между человеком и «цивилизацией». И множество ресурсов городов — начиная от общения и сообщений на дорогах и влияния городской среды в целом и заканчивая микрообщением во время перерывов, — являются вполне материальными и невосполнимыми в цифровой среде. По крайней мере, в текущем состоянии ее развития.
Изменения в социальных нормах и стандартах отстают от изменений в экономической и деловой сферах. В мегаполисе образцом для идентификации служат не только члены семьи, но и множество социальных ролей, выполняемых как в коллективе, так и вне его. При работе удаленно социальные роли сокращаются и в количестве, и в разнообразии, и подчас идентификация сокращается до семейных ролей.
Пожилые люди, особенно бэби-бумеры, привыкли много работать и относить работу к высочайшей ценности своей жизни. Поэтому удаленную работу они могут воспринимать как первый сигнал к тому, что их скоро уволят. С возрастом также сокращается количество социальных контактов, пожилые люди часто подвергаются стигматизации, что опять-таки снижает их возможности социализации. В то же время именно в этом возрасте социальные контакты особенно необходимы для поддержания психологического благополучия. Безусловно, цифровая среда сегодня не предоставляет таких разнообразных форматов и партнеров для общения, как работа в офисе.
Старшее поколение значительно реже выбирает фриланс, чем молодежь. Даже потеряв работу, они стремятся найти новую, но — в штате. Чем их пугает фриланс? Можно ли сказать, что молодежь лучше самоорганизуется, лучше распоряжается собственным временем, поэтому больше настроена на «вольное плавание»?
Фриланс может восприниматься немолодыми людьми как нестабильная и недостойная их репутации работа. Во-первых, слово фриланс у нас прочно ассоциируется с молодежью и людьми творческих профессий. Во-вторых, привычные трудовые взаимоотношения включают запись в трудовой книжке. Отсутствие привычной формы фиксации трудовых отношений тревожит людей предпенсионного возраста. Рост роли государства во всех сферах деловой и трудовой жизни вызывает флэшбек в восприятии тех, кто застал советский период, и заставляет пожилых людей еще активнее искать привычные формы трудовых отношений и «бежать» от фриланса.
Люди выбирают фриланс скорее не из-за умения самоорганизовываться, этот навык вторичен, а из-за способностей действовать в состоянии высокой неопределенности, быстро адаптироваться к изменениям и решать несколько задач одновременно. Такие люди быстро преодолевают неудачи, тревоги по поводу будущего, эффективно совладают со стрессом. Молодые люди обладают большей гибкостью и быстрее адаптируются к изменениям, что дает им преимущество перед более зрелыми людьми.