Православные волгоградцы задаются вопросом, как устоять перед соблазнами и искушениями, а также как перестать грешить.
Ответ на волнующий верующих вопрос дал организатор и руководитель Волгоградского Просвет-сообщества, выпускник аспирантуры Московской духовной академии Максим Злобин.
– Во-первых, стоит успокоиться и не впадатьв смущение.А тем более в уныние и самороптание (кстати, есть такой грех, когда человек злится на себя и излишне пилит себя, укоряя в грехах), ибо, по словам преподобного Серафима Саровского, это признаки того, что изсердца ушла Божия благодать!
Давайте вспомним, что только Господь с помощью Своей благодати (энергии), которую он дает нам, спасает нас. Мы спасаемся не своими силами, а только с помощью Божией! Да, мы по силам боремся, но побеждает Христос!
А как сказал Апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!»
И то, что мы пока ощущаем в себе множество грехов, – это естественно, и свидетельствует о том, что у нас есть хоть немного смирения.
Да, грехи грехам рознь. Нужно понимать, что есть разное качество грехов. Апостол Иоанн Богослов сказал, что есть грехи к смерти, то есть смертные грехи. Они так называются, потому что даже при единократном совершении убивают душу. Это такие грехи, как аборты, убийства, блуд, прелюбодейство, рукоблудие и вообще все виды разврата, оккультизм (обращения к экстрасенсам, целителям, гадалкам, астрологам и др. подобным людям, как бы они ни назывались, то есть к ведьмам и колдунам), пьянство, наркомания, воровство, в том числе мошенничество, коррупция, попытки самоубийства, в том числе закончившиеся уходом из жизни.
Если кто‑то не может долгое время побороть такие грехи, то такому человеку очень полезна бывает епитимья (церковное лекарство, даваемое священником и представляющее из себя обычно определенное молитвенное правило, которое помогает человеку прийти в себя, отрезвиться и изменить свое сознание, свой образ жизни, исправить себя, а это и есть покаяние).
Вот от этих смертных грехов нам нужно категорически отстраняться и стараться их никогда не допускать!
А от наличия несмертных грехов (например, осуждение, смехотворство, празднословие, сплетни и т. д.) не надо приходить в уныние, не надо паниковать. Да, нужно работать над собой, но помнить, что последнее слово за Богом.
Он попускает, чтобы подобные несмертные грехи не сразу мы побороли с Его помощью для того, чтобы научить нас главной христианской добродетели – смирению. Ибо мы знаем, что в Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать».
Именно поэтому, по словам Святителя Игнатия Брянчанинова, преждевременное избавление от всех страстей вредно для души. И тогда становятся понятны слова Святителя Тихона Задонского: «Мы спасаемся не от победы к победе, но от поражения к поражению».
Упали? Сразу каемся и встаем, обращаясь к Богу за помощью. Смиряемся и идем дальше, постепенно обретая все больше Божию благодать. Для этого Господь попускает нам впадать в искушения, допускает нашу немощь, чтобы мы смирились и не думали много о себе.
Как сказал Святитель Тихон Задонский: «До приходящего искушения мы думаем о себе, что мы НЕЧТО, а приходящее искушение показывает, что мы НИЧТО». Когда сильно смиримся с Божией помощью, тогда и наши страсти нас покинут.
Марина Злобина, Анастасия Домникова.Фото Кирилла Браги