Найти тему

Вкусвилл запустил доставку еды к поездам 🚂📦🍲

За последние несколько лет (ещё даже до пандемии) таких заголовков «Вкусвилл запустил…» было достаточно много. «Вкусвилл запустил вендинговые автоматы/ удаленную доставку / магазин без касс» и другие технологичные наукоемкие проекты.

Почему так? С одной стороны, Вкусвилл - относительно молодая компания, и они агрессивно перебирают разные гипотезы (что совершенно правильно), тестируют какие-то рыночные инструменты. А собственник Вкусвилл - выходец из IT, поэтому такие технологичные направления и компании, и ему самому, и его последователям, наверняка, интересны.

Но, по моему мнению, за этим скрывается еще нечто. Ещё одна не очевидная на первый взгляд причина.

Все дело вот в чем (начну издалека): когда-то давно (года 3 назад) мы сравнили маржинальность от наших закупочных цен (от товаров, которые выпускаются под нас поставщиками под маркой «Фермер-Центр») до продажных цен Вкусвилла в Москве.

У нас со Вкусвиллом очень много смежных поставщиков, поэтому мы могли сделать такое сравнение: пересечение по поставщикам, по позициям. Есть и идентичные позиции от разных производителей. В целом и ассортимент, и аудитория у нас очень похожи.

Не скрою: иногда мы подсматриваем у "Вкусвилла" какие-то позиции и делаем их сами. Есть ощущение, что кто-то из Вкусвилла тоже смотрит на наши позиции, ведь что-то совершенно уникальное, что мы придумывали для себя, появлялось чуть позже и у них.

И вот когда мы вычислили маржу от закупочных цен до продажных и сравнили ее, то оказалось, что на нашем миксе продаж маржинальность от сопоставимых позиций по Вкусвиллу была примерно 43-44%. Ещё раз повторюсь - это маржа, а не наценка. А у нас в "Фермер-Центре" это 31-32%. Это грязная маржа до вычета списаний!

Представляете разницу, да? На сколько процентов дороже от нашего «входа» торгует Вкусвилл.

А теперь ключевое. ГДЕ ТОРГУЕТ? В МОСКВЕ. Изначально торговать стали в Москве, после того как ушли от проекта «Избёнки», начали отстраивать свои магазины Вкусвилл.

И оказалась следующая интересная ситуация: уж не знаю, как на это посмотрит рынок, но я высказываю своё мнение.

Вкусвилл попробовал открываться в удаленных от Москвы городах: и в Питере, и в Туле, Волгограде и т.д… и ,скажем так, в «не московском» объёме проект не пошёл, нужных выручек магазины не давали.

О чем это говорит? Что с такими ценами в регионах делать нечего. Очень дорогой товар, даже будь он на 101% натуральный, покупателем не воспринимается.

Соответственно, возникает вопрос: что делать? Продавать товар в регионах по Московским ценам сложно, опустить цены в том числе на Московском рынке - тоже не вариант. И получается, что "Вкусвилл" в определённом смысле оказался заложником Москвы: выйти из кольца оказалось проблематично.

Естественно, наклёвывается другое решение: оставаться в Москве, но пробовать другие разные ниши. Чтобы «захватывать» и осваивать столицу. Именно этим, как мне кажется, Вкусвилл и занимается: очень много разных попыток продаж через разные каналы. В том числе технологичных и наукоемких.

Интересно? Да. Это определённый пиар технологичности их компании. Но и следствие ситуации «заложник Москвы».

Я развиваю аналогичную модель, но через франчайзинг. Я прошёл через работу в сетях и понимаю, что такое «собственник удаленного магазина», а также «наемный управляющий удалённого магазина».

Поэтому в регионы мы выходим через мастер-партнёра, а наша ИТ-система позволяет сохранить на удалении бизнес-процессы без изменений.

Я - также выходец из ИТ-сферы. И перед началом масштабирования сети в разные регионы, мы долго допиливали ИТ-продукт. Для себя считаю, что создание модели на едином ИТ-продукте, единых бизнес-процессах, при этом, с собственниками (мастер-партнерами), знающими рынок своего родного региона - это максимально гибкая модель.

Ну а Вкусвилл, бесспорно, молодцы в умении найти новые решения 👌 Желаю, чтобы новое направление стало успешным и принесло им желаемые результаты.

РИТЕЙЛ БУДУЩЕГО