UPD: по обратной связи понял, что многие поняли статью так, будто жадный автор хочет многа денег. На самом деле основной посыл в том, что я размышляю об уважении к профессии писателя, которой сейчас нет. Речь, конечно, не о деньгах. Кто хочет - тот зарабатывает, возможностей навалом (у меня на канале есть статьи о том, как заработать на своём творчестве в интернете, если вдруг кто захочет почитать)
(далее на эмоциональном)
На эту мысль меня подтолкнула история одного знакомого писателя. У него есть авторский паблик на 13 тысяч живых читателей. Не ботов, а именно читателей. Тех, кто ценит его авторский контент, оставляет комментарии, репостят и всё такое.
Так вот недавно этот писатель решил немного монетизировать свой труд и запустил платную подписку на эксклюзивные материалы. Причем, главной фишкой было выкладывание по главам романа, который от него давно ждали.
Как думаете, сколько человек из тринадцати тысяч купило подписку? Пятьдесят два.
В общем, в бизнесе есть такая поговорка: "Если твой товар никто не покупает, значит его не существует". В чём-то метафоричная мысль, но вполне себе работающая. Основной её посыл в том, что никто не будет вкладываться в товар, если он никому не нужен, и рано или поздно этот товар просто исчезнет с рынка.
Сразу определим, что под товаром я подразумеваю авторский контент. Книгу. Рассказ. Повесть.
И тут сразу казус. Если взять, например, художников, музыкантов и писателей, то в современном мире именно писатели находятся даже не на нулевой, а на отрицательной шкале оплаты труда. Их работа не только не ценится с материальной точки зрения, но есть предубеждение, что писатели ДОЛЖНЫ своим читателям (если не деньгами, то контентом точно).
Почему так происходит? Причин много, но есть одна главная – сами писатели и их отношение к своему труду.
Пройдемся по банальному:
- Сейчас в писательстве отсутствует порог вхождения в профессию. Если раньше нужно было добраться как минимум до бумажной публикации, то в эпоху интернета каждый человек, складывающий буквы в слова, может написать что-нибудь и донести до широких масс. Чем все и пользуются, заполонив интернет контентом разной степени удобоваримости. Например, на старейшем литпортале рунета "Самиздат" на сегодняшний день выложено 212 тысяч (тысяч!) текстов в разделе Проза, полмиллиона в разделе "Поэзия", 26 тысяч романов и 215 тысяч рассказов. Нормально?
И надо уточнить, что это всё - бесплатный контент только на одном сайте. - В подавляющем большинстве авторы выкладывают тексты бесплатно, сознательно «принижая» собственный труд. Они как бы дают понять читателям, что писать – это не сложно. Приучают к «халяве». Причем, ладно бы дело касалось миниатюр или быстрых зарисовок. Нет. Практикуется бесплатное выкладывание романов или даже циклов. Со стороны авторов ответ простой: я привлеку читателей контентом, а затем уже начну зарабатывать. Точно, это же всегда так было. Дайте подумать… Стив Джобс много лет раздавал айфоны бесплатно, чтобы затем люди стали покупать новые модели… Сальвадор Дали рисовал и дарил свои картины всем подряд, пока не стал требовать за них деньги…
Представьте, если бы вам каждый день готовили бесплатные завтраки. Да, иногда это была бы манка с комочками, иногда безвкусные йогурты, а иногда омлет с беконом. Вы бы отказывались? Нет. Мало того, в какой-то момент, не получив бесплатного завтрака, вы бы возмутились. Где мои кешью, ребят?
Ладно, тут мне никого не переубедить, хотя почему-то люди продолжают верить в подобную схему. Налицо ошибка выжившего, но это другая история. - Каждый неуверенный в себе автор с радостью будет потакать просьбам читателей. Потому что он неуверенный. А неуверенных писателей у нас большинство (синдром самозванца и всё такое). Когда откормленный контентом читатель заходит на страничку автора и панибратски пишет что-нибудь в духе: "знаешь, про монстров читать не люблю, давай про космических пиратов", автор напишет про пиратов. Хочется меньше крови? Пожалуйста. Побольше эротики? Держите. Закон рынка - желание клиента нужно удовлетворять.
Многие при этом забывают простое правило маркетинга и торговли: потребность нужно создавать. Банально звучит, но именно созданная потребность двигает развитие. Думаете, до появления какого-нибудь «Евгения Онегина» народ прям бегал и требовал что-то подобное? Фигушки.
Итого, труд писателя максимально обесценен, причем самими писателями. Как говорится, где-то что-то пошло не так.
В среде художников модно писать о том, сколько времени было потрачено на создание картины. Часто вижу подпись под рисунком: «Здесь я потратил шесть часов!», или «На эту картину у меня ушло двенадцать часов». А кто-нибудь считал, сколько уходит у писателя на роман?
Я вам расскажу. Средний объем моих романов – 500к знаков. В час я пишу в среднем 7-8 тысяч, это если не сильно включать голову. Итого на черновик романа у меня уйдет – 71,5 часов. Еще примерно 20 часов чистого времени уйдет на вычитку. Итого, почти 100 часов. Это сильно упрощенное время, как будто я секретарша гласа Божиего и бездумно записываю за ним слепым методом. В расчет не берется время на раздумья, подготовку плана, синопсисы, переработка эпизодов и так далее и тому подобное. Кто-то скажет: 100 часов, это всего четверо суток, что тут сложного? Окей, попробуйте. Вы очень удивитесь.
Так почему же автор, потративший кучу времени на свои тексты, готов выложить их бесплатно, готов вносить правки по первому желанию неизвестных ему читателей? Художники, замечу, делают так очень редко. Неужели мы, писатели, насколько себя не ценим?
Ответ просто: увы, да.
Сотни писателей готовы проводить сотни часов за компьютерами, подменяя скорость качеством и при этом не требуя ничего взамен. Они говорят читателям: держите, радуйтесь, вкушайте. Более того, многим авторам не нужно, чтобы их труд оценивали. Я имею ввиду материальную оценку, то есть оплату. Им достаточно оценки нематериальной – похвала, количество подписчиков, десятки комментариев. В век интернета удобно собрать вокруг себя когорту «хвалителей» и ощутить причастность к высокому.
Кстати, так же удобно и обесценивать труд других писателей, но об этом как-нибудь в другой раз.
Деньги для этих людей перестали быть чем-то ценным. Красивая утопия, да? Только проблема в том, что обесценивающийся труд не ведет к развитию. Рано или поздно похвала надоедает, а крики читателей «Проду! Проду!» раздражают. Потому что кушать хочется, как бы глупо ни звучало. А на кушать нужны деньги. А деньги надо зарабатывать. И если не писательским трудом, то чем-то иным.
И тут мне, конечно, возразят фразой, о том, что «художник должен быть голодным». Удобная фраза. Пекарь, сталевар, дворник, официант не должны быть голодными, а творческий человек банально должен. Причем почему-то только в нашей стране.
Как-то я был на фантастическим семинаре, где присутствовал зарубежный гость, американский фантаст. Не самый известный, кстати. Ему задали вопрос из зала, хватает ли ему денег вот так ездить по другим странам, и сколько вообще зарабатывает зарубежный писатель. Фантаст неловко посмеялся и еще более неловко объяснил, что он не в курсе, сколько зарабатывает, потому что у него есть литературный агент, который ведет и его финансовую деятельность в том числе. Отвечает за контракты с издательствами, гонорары, доходы и расходы. Главное, сказал фантаст, что я не задумываюсь о том, сколько трачу, мне это не нужно.
Вдумайтесь и почувствуйте разницу, так сказать. Дело ведь не только в капиталистическом желании заработать. Кажется, мы где-то потеряли свою гордость.
Итого, что имеем на выходе:
- Авторы в силу разных причин обесценивают собственный труд. Зачастую это связано с синдромом самозванца: писатель не кончал литературных университетов, не филолог и не имеет какой-нибудь писательской корочки, так почему он должен требовать оплаты? Забавно, да? В современно мире можно научиться печь кексы на дому и продавать их, не имея за душой даже кулинарных курсов. А вот чтобы у тебя покупали тексты, нужно обязательно кому-то что-то доказывать.
- Привыкшие читатели попросту не готовы платить автору. Более того, подавляющее большинство даже не думает об этом. Писательство больше не воспринимается как труд. Это хобби, игра, безумие – как хотите.
- Даже если кто-то и платит, то небольшие деньги, в формате чаевых. Речь не идет про бумажные книги, конечно. Хотя и там существует психологический барьер для читателей.
Кто-то, конечно, скажет, что никакой проблемы не существует. Авторы сами выбирают, как им писать и за что требовать оплату.
Самый распространенный аргумент от читателей: давайте я сначала почитаю, и если автор пишет хорошо, то потом заплачу.
Не заплатит. Не зря в самом начале я привел пример с автором, у которого тринадцать тысяч живых подписчиков. Он очень хорошо ложится на ситуацию в целом.
К сожалению, корень проблемы как раз в том, что авторы в нынешних условиях не могут выбирать. За них выбирает рынок. Вернее, его отсутствие. Среди тысячи писателей на самиздатовском сайте почти наверняка есть десяток настоящих мастеров слова, которые пишут великолепные вещи. Но как долго они протянут? Вопрос.