В целом вопрос не имеет большого значения. Хотя сам Василий Макарович, будучи во взрослом возрасте, интересовался своей биографией. Однако до конца её изучить не успел. Как говорил один из героев романа «Мастер и Маргарита», люди смертны, и самое печальное в этом, что они внезапно смертны. Я не цитировала – по памяти. Шукшин еще много чего мог сделать, снять, написать, сыграть. Но Василий Макарович ушел из этого мира, когда ему было 45 лет.
Не буду подробно останавливаться на том, как ушел из жизни Шукшин, при каких обстоятельствах. История интересная. Но у нас тоже нескучная тема про то, кем был Василий Макарович по национальности.
Можно было отделаться разными вариантами ответа:
1. Шукшин был гением. А они национальности не имеют. Плодами их трудов с удовольствием пользуются по всему миру.
2. Шукшин был русским писателем, актером, режиссером, человеком, который любил свою Родину. Он много писал о простых русских людях. И не только о русских. Он играл в замечательном фильме Бондарчука по произведению Шолохова «Они сражались за Родину».
3. Шукшин был достойным советским человеком.
Раз уж Василий Макарович сам хотел добраться до своих корней, разобраться с родословной, то я напишу, какая у него была национальность.
Кстати, вспомнился из «Они сражались за Родину» эпизод, когда у старшины спрашивают: «А какая у Александра Македонского была национальность?». Старый вояка, которому про древнего полководца пять минут назад рассказал герой Шукшина, мнется и выдает: «А у него своя собственная национальность была».
Может, у Шукшина тоже была своя национальность?
Нет. Теперь уже всё известно о предках Василия Макаровича.
Алтаец
Шукшин позиционировал себя выходцем с Алтая – из «мест силы». Он был простым, но умным и талантливым человеком.
На самом деле предки Василия Макаровича на Алтай переехали. Они не были коренными.
Впрочем, это никак не мешало чувствовать режиссеру и писателю себя своим на Алтае. Он же там родился – в Бийском районе. В 1929 году это был Сибирский край. Но, по сути, Алтай.
Происхождение Шукшина
Исследователь биографии писателя, актера и режиссера Алексей Варламов в книге «Шукшин» указывал, что родители Василия Макаровича были из обрусевшей мордвы. Всё? Можно ставить точку?
Нет. Интересное только начинается. Дело в том, что мордва делится на несколько групп. Одна из них – это мокшане.
Советский лингвист Дмитрий Бубрих писал, что о существовании мокшан знал даже Геродот.
А есть еще эрзяне – это тоже группа из мордвы. Её прославил скульптор Степан Эрьзя.
Есть версия, что от слова «эрзя» произошло название города Рязань.
Но давайте вернемся к мокшанам.
В 2022 году можно увидеть, что некоторые граждане Украины пренебрежительно пишут про россиян: «Мокша». Ничего позорного и постыдного в этом нет.
Мокшане – это действительно Москвичи. Так их называли в древности. Причем ничего пренебрежительного в названии и тогда не было.
Геродот писал, что мокшанские кланы существовали еще до 4 века нашей эры.
Михаил Голденков в книге «Империя. Собирание городов русских», указывает, что лексема «Москаль» - это искаженное слово «моксель» - «мокшанин». Так в 13 веке в Киеве звали представителей этой финно-угорской народности.
Не будет громким заявление о том, что мокшане были всегда. Они преимущественно проживали в Поволжье.
Оттуда и родители Василия Макаровича. И мать, и отец родились под Самарой. Они были из одного «географического уезда».
Мария Попова прожила с Макаром Шукшиным мало. Во-первых, потому что отца Василия Макаровича объявили кулаком и расстреляли, когда ему был 21 год. Во-вторых, родители будущего писателя, сценариста, режиссера, актера жили так себе – не душа в душу. Если бы Макар Шукшин уцелел, он бы, скорее всего, развелся.
Вернемся к мокшанам.
Среди представителей этой народности были еще знаменитые люди.
Мокшане
Яркий пример человека из этого субэтноса:
Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Он смог на немецком самолете сбежать из гитлеровского плена. В СССР летчика долго проверяли, но пришли к выводу, что Родине он не изменял.
Известно, что Самарской областью одно время руководил человек из мокшан Николай Меркушин.
В 1989 году представителей народности было 180 тыс. человек. Сколько их сейчас – сложно сказать.