Найти тему
На берегах Терека

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛА К.К.ФЕЗЕ ИЗ ЗИМНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ И СРАЖЕНИЕ С МЮРИДАМИ У АУЛА ХОЛОТЛЬ 28-29 МАРТА 1842 ГОДА

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Выполняя намеченный план, подразделения “Дагестанского отряда” неожиданным маневром 28 марта 1842 г. по едва проходимым тропинкам поднялись на северный склон горы Иппалты. Горцы явно не ожидали подобной быстроты от передовых рот правительственных войск и без сопротивления сдали селение Дарода и все ближайшие хутора. В результате грамотно проведенной операции, помимо местных жителей в плен попали 21 мюрид и несколько жителей селения Гергебиль, а также захвачены 85 голов рогатого скота. Партии мюридов в окрестных горах пришли в движение, а вскоре пришло сообщение, что основные силы имама Шамиля выдвинулись из Казикумухского ханства по направлению к селению Тилитль. Тем самым цель обходного маневра к горе Иппалты экспедиционных войск оказалась достигнута, и пора было обезопасить отход к основным базам снабжения российских войск.

Командующий “Дагестанским отрядом” с главными силами и отдельной колонной полковника Радкевича возвратились без потерь в селение Гергебиль к вечеру 28 марта. Отсюда генерал К.К.Фезе намеревался наблюдать за происходящим в обществах Акуша и Цудахар, и по возможности нанести ущерб партиям мюридов, которые двинулись следом за арьергардом правительственных войск. Вместе с тем, отход основных сил должен был прикрывать отряд майора Познанского, усиленный одной пехотной ротой. Таким образом, всего 5 рот оставались против многотысячных партий мюридов и многое зависело от успешных действий командиров противоборствующих сторон. Понимая опасное положение оставленной в прикрытие команды правительственных войск, генерал К.К.Фезе заранее распорядился, чтобы 2 роты Апшеронского полка вышли из Койсубулинского общества. Ими командовал прикомандированный на Кавказ капитан Генерального штаба капитан Верёвкин, форсированным маршем выступивший в намеченное место встречи. Однако, несмотря на всю возможную быстроту передвижения по скользким дорогам, апшеронцы не смогли прибыть вовремя и группе прикрытия пришлось самостоятельно выбираться из горных ущелий.

Карп Карпович Фези (Фезе)
Карп Карпович Фези (Фезе)

В ночь на 28 марта, отряд майора Познанского, состоящий из 4 рот Апшеронского полка, приданной им роты Линейного батальона при 2 горных единорогах, соблюдая возможные меры предосторожности выступил из укрепления Хунзах. В кромешной тьме подразделения сил прикрытия спустились к полноводной реке Койсу, по возможности приводя горную дорогу в порядок и стали ожидать рассвета. С первыми лучами солнца стало ясно, что в ауле Холотль сосредоточились огромные партии мюридов, которые в свою очередь также заметили присутствие апшеронцев вблизи своих домов. В скором времени несколько сот горцев под двумя значками выступили в сторону стрелков, залегших в скальных расщелинах. Партии мюридов были встречены таким убийственным огнем, что не выдержали и стали в беспорядке отходить. Стремительным отступлением противника воспользовался командир 3-й роты штабс-капитан Падлов и ударил в штыки. Контратаку гренадеров с левого фланга цепи поддержала 2-я мушкетерская рота и они совместными усилиями несколько раз опрокидывали горцев, нанеся им значительный урон. Предводители мюридизма беспрерывно высылали подкрепления, но удержать обширные завалы перед селением Холотль не смогли, из-за которых апшеронцы повели прицельный ружейный огонь по все новым подходящим партиям горцев.

Солдаты Апшеронского полка на Кавказе (литография из книги Богуславского Л. А. История Апшеронского полка. В 3-х томах (1892)
Солдаты Апшеронского полка на Кавказе (литография из книги Богуславского Л. А. История Апшеронского полка. В 3-х томах (1892)

Всего 2 роты Апшеронского полка сумели добиться убедительной победы, но в пылу сражения забрались столь далеко от основных сил отряд, что не расслышали трубный сигнал отхода, подаваемого несколько раз. В результате между ротами апшеронцев образовалось значительное пространство и в сложившейся обстановке, когда мюриды вновь подтянули подкрепления, безболезненный отход апшеронцев стал попросту невозможен. В сложившейся обстановке майор Познанский принял единственно верное решение и с имеющимся резервом направился вверх по горному склону, но противник сумел опередить. Мюриды и сами заметили, что им противостоит всего горстка российских солдат, поэтому собрав все имеющиеся силы одновременно бросились с нескольких сторон в шашки. Завязалась рукопашная схватка, в ходе которой погиб штабс-капитан Падлов и под массой нападавших, 2 роты Апшеронского полка покинули завалы, заняв новый рубеж обороны.

Командование на себя принял прапорщик Дьконов, который несмотря на болезненную контузию не покинул фронта. Грамотно командуя оставшимися в строю подчиненными, молодой офицер отбил несколько яростных атак мюридов и сам рубился с таким ожесточением, что сломал саблю. Ободренные своим командиром, апшеронцы не только удержались, но при первой возможности бросались в штыки, вынуждая горцев отходить. Тем самым военнослужащие выиграли драгоценное время и помощь была близка. Понеся огромные потери и видя приближение свежих рот, мюриды в очередной раз отступили, оставив на месте рукопашного сражения поверженных товарищей. Подошедшие резервы помогли вынести раненых и обеспечили отход 2 поредевших рот, понесших значительные потери. В этой сече из рядов правительственных войск выбыло только убитыми 45 нижних чинов, а также командир 2-й гренадерской роты.

Ф. Рубо. Атакующие черкесы
Ф. Рубо. Атакующие черкесы

Ввиду значительного скопления горцев, к которым беспрерывно подходили подкрепления из других обществ, продвижение к селению Холотль стало бесперспективным. К тому же основная цель отряда майора Познанского, а именно отвлечение части приверженцев имама Шамиля на себя, была полностью выполнена. Правительственные войска еще некоторое время оставались на занимаемых позициях, готовя отступление, после чего выступили в обратный путь. Вожди мюридизма, внимательно наблюдавшие за передвижением апшеронцев, только и ждали этого момента. Многочисленные партии горцев неоднократно бросались в шашки, но каждый раз будучи встречаемы частоколом штыков отходили, оставляя на дороге поверженных соратников. Лишь достигнув первоначальных позиций на высотах у реки Койсу, экспедиционные роты смогли перевести дух, а превосходящие партии мюридов прекратили преследование. Отдельный отряд майора Познанского не вступая больше в стычки отправился к укреплению Хунзах, всего потеряв убитыми 1 обер-офицера и 51 солдат, а также раненными 1 обер-офицера и 39 нижних чинов.

Несмотря на значительные потери, отряд правительственных войск под командованием майора Познанского сумел оградить подразделения “Дагестанского отряда” от возможного удара во фланг. Тем самым генералу К.К.Фезе удалось привести измотанные части без лишних осложнений в крепость Темир-Хан-Шуру и завершить зимнюю экспедицию. В свою очередь имам Шамиль на время оставил Казикумухское и Кюринское ханства, что давало надежду Российскому командованию частично нивелировать собственные просчеты и допущенные грубейшие ошибки в управлении Южным Дагестаном.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.