Всё же ранняя «чёрная» музыка носила довольно-таки андеграундный характер – блюз качал в маленьких залах, джаз цвёл и пах преимущественно в клубах. Зато вот соул пошёл в широкие массы сразу и бесповоротно, фактически сделав эстрадную музыку такой, каковой она продолжает оставаться по сей день. Кроме того, блюз и джаз оставались наиболее самобытными, а вот в соуле начала появляться невероятная по своей затейливости эклектичная изюминка – совместив блюзовую тягучесть, джазовую синкопу и проникновенность церковного госпела афроамериканцы создали просто-таки принцип своего гимна. Недаром движение Мартина Лютера Кинга так сильно поддерживалось целой плеядой соул-исполнителей – то был голос тогдашней цветной Америки.
На самом деле точно идентифицировать соул не так уж легко – это вроде бы и очеловеченный ритм-н-блюз, где-то это рок-н-ролл, местами даже буги, а порой ну просто фанк. Поэтому практически всех нижеприведённых исполнителей можно было бы смело брать и относить во все последующие и предыдущие посты. Но я, отбирая их, руководствовался не только энциклопедической литературой, но и посылом отца-основателя стиля Рея: «Если музыка берёт тебя за душу, сынок, то ты слушаешь соул». Ну что ж, откроем души для магических прикосновений?! Поехали:
Рэй Чарльз
А вот и он – отец-основатель. Чисто исторически считается, что соул начался с ранних записей Рэя ими и продолжался. Благодаря Рэю на свет божий появилось целое громадьё исполнительских и композиторских стандартов жанра, что как бы уже немереная заслуга. Прожив достаточно долгую и по-своему интересную жизнь, этот музыкант не терял душевности и так вот и не стал заносчивым и пафосным самому себе монументом. А всё потому, что душевный был человек.
Джеймс Браун
Фигура Джеймса в мире музыки – это колос и глыба. За более чем пятидесяти летнюю музыкальную карьеру он умудрился не только поработать в разных жанрах, но и трансформировать их под себя так, что жанры эти становились не самобытной музыкой, а частью Джеймса. Ну а начинал товарищ Браун с музыки соул. Нынче всем подавай его буги-зарядов и фанк-гимнов, но не стоит забывать и про его прекрасные и великолепные соул-госпелы. Некоторые из них ну просто умопомрачительны в своей душевности.
Арета Франклин
Арета, как и полагается некоронованной королева соула, хороша в любом своём проявлении. Долгий творческий путь позволяет взглянуть на эту поистине удивительную вокалистку с разных сторон и поразиться её, не поддающимися логике вокальными трюками. Но всё же ранние её записи – вот он истинный соул, не опошленный и незатасканный радиостанциями.
Нина Симон
А что же на самом деле пела Нина? Джаз, блюз, соул, шансон … это не важно. Главный критерий Рэя работает – всё, что она бы не исполняла, всё летит и вдохновляет. Однако ж не могу не обратить отдельного внимания на исполняемые ей кавера, каждый из которых просто переворачивает оригинал на изнанку и делает из него натуральный соул-шлягер. I Put A Spell On You в её исполнении стоит целого диска. Ну а магия и очарование её собственных песен просто не вписывается в рамки слов.
Бен Кинг
Вы скажите, что знать такого не знаете, а я вам на это замечу, что такой соул-стандарт, как Stand by Me – это вовсе и не Элвис Пресли. Ну что? Получается, знали всё это время, но считали его за другого человека. Бывает. А теперь срочно послушайте другие его композиции, среди них есть ещё много прекрасных вещей, сделавших мир музыки прекраснее.
Отис Реддинг
Очень-очень хороший и добрый музыкант. К сожалению, в настоящее время его музыкальное наследие несколько подзабыто. С одной стороны, может показаться, что всё логично, потому что его творчество ровное и безликое. Но с другой стороны – он делал тот продукт, который нужен был людям в то самое нелёгкое время. И вот как мне кажется, его душевность, и некоторая наивность именно сейчас очень даже ко времени и ко двору.
Марвин Гэй
Будучи очень противоречивым персонажем чисто по жизни Марвин был не менее противоречивым и в своём творчестве. Однако соул, с которого он начинал, на протяжении всех лет его работы оставался обязательным элементом любой его пластинки и непременным номером живого выступления. Правда, чем старше становился Марвин, тем загадочней и удивительней становились его госпелы … но это даже и к лучшему – эксперимент не даёт жанру застрять на одном месте.
Барри Уайт
По большому счёту это уже совсем и не классический соул, а его логическая имманация, но она же прекрасна! На стыке фанка, диско и r’n’b дядюшка Барри очень тепло и лампово стелит наши души. И ведь у него отлично получалось вот так вот взять, сказать с придыханием всего пару слов в микрофон и всё – музыка состоялась. Магический он был человек, честное слово.
Стиви Уандер
Схожая проблема Рэя и Стива со зрением роднит их, но не это главное – музыкальный талант обоих начал бить ключом ещё с весьма юного возраста. Кроме того, не смотря на все эксперименты со звуком, аранжировками, музыкальной конструкцией в молодости Стиви исполнял чистейший соул и делал это немерено душевно. Как по мне, так даже сейчас выдавая уже совсем странную и заоблачную музыку, Уандер по факту делает соул … просто таким он его видит своим уникальным внутренним зрением.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.