Продажи упали - стараемся их поднять. Работает реклама. Отрабатываем заявки. Делаем все по максимуму. Но не всегда можно И НУЖНО ПРОДАВАТЬ!
Как говорится, не любой ценой!
----
Краткий АНОНС - когда слова расходятся с делом. Если есть устная договоренность, а договор письменно содержит другие формулировки - то конечно, потом при разбирательствах - все опираться будет на договор!
Поэтому взвешивайте риски - надо вам рисковать или нет!
----
Статья на основе конкретной ситуации.
Пишу текстом, далее без картинок - если интересная для вас тема - читайте до конца, надеюсь, будет полезно...
Поступила к нам заявка.
На очень вкусную и крупную для нас сумму. Причем весь товар в наличии! Что круто, потому что обычно крупные заявки содержат позиции "под заказ", и часто их выполнить бывает сложно (трудоемко), а сейчас вообще почти невозможно, потому что под заказ ИМПОРТ сейчас (но надеюсь что временно) не ввозят в Россию.
Итак, товар в наличии. Быстрый ответ менеджера, что все есть, давайте реквизиты.
А дальше начинается ВОЛЫНКА.
Оказывается, это небольшое гос учреждение из ДРУГОГО региона.
И у них, конечно, своя форма договора.
Мы сразу предупреждаем, что работаем только со 100% предоплатой.
На этом бы уже привычный СТОП.
На что нам предлагают интересную схему: что они могут сразу подписать УПД (передаточные документы на товар), и оплатить на основе этого в течение 7 дней. Что это у них нормальная практика. С такими как мы, кто просит 100% предоплату.
Их фраза - "товар остается у вас, мы все подпишем, деньги оплатим, и после этого сделаете нам реальную отгрузку". Вроде как БЕЗОПАСНО И ТО ЧТО НАДО НАМ (ОПЛАТА НУ ПОЧТИ ВПЕРЕД).
Сумма большая. Товар в наличии. Всего-то вопрос: согласиться на схему, подписать УПД, дождаться поступления денег в течение одной недели и после отправить товар. Скидок не просили, весь заработок (легкий и быстрый) в кармане.
Ну ок, интересно, ждем их договор.
И вот начинаем ЕГО ЧИТАТЬ. Мама дорогая! Фразы и обороты в нем такие! Подписывать такое никогда НЕЛЬЗЯ!
И мы не рискнули.
Может, конечно, у нас, в России, это нормальная практика. Устная договоренность - одно. Письменный договор (как говорится мелкими буквами) - написано совсем другое. Кто же их читает?.. Кто же потом по ним работает?.. Оплатили, отгрузили, и все вопрос закрыт. Какая разница, какие детали в договоре?...
Если бы поставка была НЕБОЛЬШАЯ и если бы товар был ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЙ - может быть, мы бы и рискнули, и уже через неделю знали бы, держат они "устное" слово или нет.
Но данный товар - что был в наличии - он К СОЖАЛЕНИЮ, ПОСЛЕДНИЙ! Больше в Россию не ввозят. Мы на нем однозначно успеем заработать, и сделаем это без высоких рисков. Поэтому, да, договор пошел в корзину, сделка не состоялась.
Приведу ПУНКТЫ ИЗ ДОГОВОРА и мои к ним комментарии.
---
Что же в договоре было не так?...
С самого начала все не так.
- Начало договора, где обычно пишется "ЗАКАЗЧИК и ПОСТАВЩИК заключили договор о нижеследующим".
Их формулировка
ЗАКАЗЧИК и ПОСТАВЩИК, с соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ) при способе определения Поставщика Единственный поставщик (пп. 32 п. 6.11.3. Раздела 6.11 Положения о закупке товаров, работ), заключили договор о нижеследующим:...
То есть требование - соблюдать 223-ФЗ возложили на нас, хотя к нам он не имеет отношения. Честно - даже не знаю его деталей, нюансов, и знать не хочу.
Соблюдать должны они, и этот пункт - если им надо - должен быть в разделе ЗАКАЗЧИК ОБЯЗАН. Если из него что-то должны соблюдать мы, то что именно - должны быть конкретные пункты в разделе ПОСТАВЩИК ОБЯЗАН.
То есть они должны были честно прописать конкретные пункты, что нужно нам соблюсти, а не посылать в целый закон, из которого наверняка можно вынуть любые нужные им обороты и потом предъявить (если захотят...)
---
2. Далее пункт договора - источник финансового обеспечения:
Средства предоставляются Учреждению из областного бюджета ... области в 2022 году Субсидии на реализацию мероприятия ...
Опять же - эта информация не справочно где-то, а вторым пунктом после предмета договора - что покупают наш товар на ЭТИ ДЕНЬГИ. Может это наша перестраховка, но разбираться в том, что выделены ли им уже средства, есть ли остаток, целевое ли использование этих денег... Или только будут выделены, или когда будут выделены, или так и не выделятся потому что....
Нюанс тут какой - ПРОПИСАЛИ КАКИМИ ИМЕННО ДЕНЬГАМИ ПЛАТЯТ. А значит, оплата не как на словах "7 дней", а из ЭТИХ ДЕНЕГ. И проверять на себе - доступны ли они? Или после подписания документов получить от них бумажку "Что эти целевые деньги не поступили еще / уже кончились / использованы полностью, или как только поступят - то сразу же из них оплатят"... ПОСКОЛЬКУ ДРУГИМИ ДЕНЬГАМИ НЕ ЗАПЛАТЯТ!...
---
3. Цена договора. Тут вообще 2 фантастических пункта.
2.1. Цена Договора составляет СУММУ
В случае, если Договор заключается с юридическим лицом, то сумма, подлежащая уплате Заказчиком, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
2.2. Цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Договором и Положением о закупке товаров, работ, услуг ДАННОГО учреждения.
Если честно - этого и что выше - нам хватило - дальше договор уже внимательно не читать, и отказаться от сделки.
Пункты написаны хитро-выкрученным юристом, когда начало не означает правду, а детализация меняет весь смысл.
Договор указывает цену и даже пишут "цена является твердой" - но тут же указывают ВЫЧЕТЫ, которые могут возникнуть. Мы - темные, мелкая компания, откуда мы знаем, будет - не будет? Что, нам разбираться, что там они должны уплатить в бюджет? Или какое у них Положение о закупке? То есть формулировки договора написаны ХИТРЫМ ЮРИСТОМ - который себе оставил ЯВНЫЕ ЛАЗЕЙКИ ими пользоваться!...
---
Кстати - возник вопрос - а вдруг это все просто ИНИЦИАТИВА ЮРИСТА? Исполнитель компании обычно не может менять форму договора, что ему дали, с тем и работает...
Получается в качестве совета, проверьте свои договоры, которые вы отправляете своим поставщикам и подрядчикам. Вдруг там тоже такие хитросплетения юриста, и вам оно совсем не надо, и просто отпугиваете излишне односторонними формулировками?...
----
4. Еще пункт по оплате
Обязательства Заказчика по оплате цены Договора считаются исполненными с момента списания денежных средств в размере, установленном Договором, с лицевого счета Заказчика. За дальнейшее прохождение денежных средств Заказчик ответственности не несет.
Опять же - я не знаю и не собираюсь узнавать что такое "лицевой счет Заказчика". Мне нужно получение денег на свой расчетный счет - а тут такого факта НЕТ! Уже какое-то наигранное желание держать вторую сторону "за дурачка".
---
5. И еще зачем-то пункт об оплате
2.5. Цена Договора может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Договором количества Товара, качества поставляемого Товара и иных условий Договора. При этом Стороны составляют и подписывают дополнительное соглашение к Договору.
Вот совсем странный пункт. Про оплату ВСЕ ЯВНО УЖЕ было выше прописано в договоре. Зачем еще такой пункт? Цена есть, она "твердая", что снижать могут уже тоже явно указали.
Думаю - этот пункт вот для чего. Когда ПОСТАВЩИКА ПРОМЫТАРЯТ - то предложат ему подписать доп-соглашение о снижении цены, и он будет рад его подписать, чтобы хоть что-то получить (куда деваться, когда уже попал...). Другого смысла в этом пункте не нашла...
---
6. И первая вишенка
3.6. Срок поставки Товара: до 01.09.2022 г.
Договор ИЮЛЬСКИЙ. Товар в наличии. Дату отгрузки указали бы в УПД июль. И ждали бы оплату в течение 7 дней как обещали. Какой срок поставки до 1/09?... Причем там это обернуто еще пунктами о заявках, получениях, отказах, приемках и тп - очень сложно сочиненное место... Или хвост от другого договора, ошиблись, или наоборот, продуманная стратегия, в любом случае - если бы все остальное устраивало бы - это надо было бы обязательно редактировать.
Если бы с ними подписали то только на условиях поставить в договор свои конкретные даты. ВОТ ОНА НАША ДАТА ОТГРУЗКИ. ВОТ ОНА ВАША ДАТА ОПЛАТЫ.
----
7. Далее много-много пунктов о приемке товара.
И что комиссию на приемку могут составить, и что ОЧНО должен поставщик присутствовать, и что ЭКСПЕРТИЗУ могут назначить за счет ПОСТАВЩИКА и тд. Текст на целую страницу, не буду приводить, приведу ОДИН ПУНКТ
3.9 Товар должен быть поставлен полностью. Заказчик вправе отказаться от приемки части Товара.
Не указана причина почему может отказаться от приемки!!! Вот может и все! Передумал в последний момент! Каково??? У нас чаще всего товар СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ, и может сильно с ним засесть... Опять же возможность для выкручивания рук...
---
8. Ну и окончательная вишенка на торте, пункт
4.7. Претензии по скрытым дефектам могут быть заявлены Заказчиком в течение всего срока годности (срока полезного использования) Товара
ТО ЕСТЬ НЕ СРОК ГАРАНТИЙНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА! А срок годности и полезного использования. Надо было не полениться и поискать, сколько наши товары его имеют по какому-нибудь российскому документу (даже не знаю какому...) Наверное лет 10-15. А гарантия производителя - всего ОДИН ГОД!
И что же нужно обеспечить на это время? Оказывается - ни много, ни мало - АНАЛОГ! Подписаться на срок ремонта на весь период и давать бесплатно аналоги... Ну это не выполнить можно только по одной причине - закрыть свою компанию...
Срок ремонта поставленного Товара не должен превышать _______(___) календарных дней. В случае невозможности произвести ремонт в указанный срок Заказчику предоставляется функционально аналогичное оборудование на время ремонта.
----
В общем, все хорошо, что хорошо заканчивается!
На словесные обещания мы не купились! Товар, кстати, уже частично продали - не все сразу, как они хотели крупной поставкой - а само собой поштучно разным покупателям.
---
Для чего статья?
Лично я сильно удивилась. С гос структурами мы не работаем. По причине 100% предоплаты. Обычно у них рассрочки, отсрочки и тп. Поэтому с ними и не складывается совсем.
Мы можем работать только по принципу "утром деньги - вечером стулья". Мы - мелкий бизнес, и у нас нет юриста, рычага, возможностей - чтобы потом бегать и получать свои деньги с других юр-лиц.
МЫ - мелкий бизнес- НЕ МОЖЕМ (и не должны) КРЕДИТОВАТЬ ДРУГИЕ ГОРАЗДО КРУПНЕЕ НАС ОРГАНИЗАЦИИ! Ну не за наш же счет?
И вот, оказывается, есть схема. Подпиши УПД - получи оплату - отгрузи товар. Вроде даже рабочая. Но тут в дело вступает ДОГОВОР! В котором столько понамешано, что потом спасибо скажешь, когда все окончится, и хорошо, если останешься на плаву...
Поэтому, читайте договоры. И думайте. Оценивайте риски. Надо ли оно В ТАКОМ ВИДЕ или нет.
---
Если вам полезно, поставьте лайк, напишите комментарий. Это сподвигнет меня писать статьи подобного характера.
А если было скучно - ИЗВИНИТЕ - все что касается юристов, мне самой кажется ужасно скучным... Но это вопрос безопасности.
Одна такая сделка может убить небольшой бизнес, если отнестись легкомысленно к вопросу "что нам обещали и что в итоге подписали"...