Когда я начал изучать экономику, был удивлен тому факту, что все рассуждения в рамках западного подхода (Economics) исходили из двух тезисов:
- ресурсы ограничены
- потребности безграничны
Соответственно, экономика занимается тем, что исследует, каким образом путем использования ограниченных ресурсов общество решает прблему удовлетворения безграничных потребностей.
Внимание: определение упрощено и утрировано! но тем легче запоминается суть.
Так вот, 18-летний юноша был разочарован! Как же так, вся экономическая мысль сводится к оптимизационной модели? Нет, это слишком узко, мне ближе мировоззренческий и философский хозяйственный подход.
Однако, чем дальше, тем больше я задумывался над тем, что если воспринимать ресурсы не буквально “Труд, Земля, Капитал”, а потребности - чуть шире, чем “покушать, одеться, развлечься”, то картина становится все более интересной, а оптимизационная модель все более сложной (и вообще вопрос, а возможна ли она). Как вы понимаете, пытливому мозгу всегда комфортнее на стыке “возможно - не возможно”, поэтому с того момента я стал менее критично относиться к Economics.
Приведу всего один пример:
время - это ресурс?
да.
ограниченный для конкретного человека ресурс?
да.
Следовательно, вопрос, как прожить жизнь, “чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы”, то есть как использовать ограниченный временной ресурс для того, чтобы максимально удовлетворить высокоуровневые потребности в самореализации, развитии, творчестве - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ?
По-моему субъективному мнению - да.
Вопрос о смысле жизни - экономический?! Почему - нет.
Когда я начал так рассуждать - очень многие вещи стали раскрываться мне иначе.
Экономическая наука может помочь нам зачастую там, где мы от нее не ждем помощи)
Естественно, в мыслях и рассуждениях выше есть допущения, не типичные для начального уровня освоения экономики, но для меня эти рассуждения - логичны и непротиворечивы, а посему имеют право на существование, пока не доказано обратное.
Кстати, наука не стоит на месте, и недавно в предисловии к известному учебнику Г. Мэнкью, я прочитал пример про студентку, которая делала выбор, как использовать свое время для подготовки к экзамену наиболее эффективно. То есть почти буквально пример, выше… Признаюсь, было приятно :-)
А как Вы разделяете экономические и неэкономические вопросы?
#экономическаятеория #мысливслух