Друзья, я задам вам вопрос, а потом сам на него отвечу.
- Преамбула.
Путин ведёт невероятную работу по переформатированию России и всего мира. Я об этом уже писал ранее. Эта работа сейчас в самом разгаре. Как мне представляется, потребуется ещё не менее пяти лет для того, чтобы появилась возможность перевести дух.
Попутно отмечу, что здесь хронология оказывается аналогичной реформам Петра I. Срок составляет примерно 25 лет.
- Теперь мой вопрос. Что будет, если Владимир Путин не успеет завершить свои начинания?
Надеюсь, конструктивная часть моих читателей предложит свой вариант ответа. Я тоже попытаюсь порассуждать.
Начну.
Логически возможны такие варианты последствий преждевременно ухода ВВП.
1) Преемник продолжит его дело и доведёт до успешного завершения.
2) Новая власть откажется от идей Путина и выдвинет свою национальную идею.
3) Новая власть окажется неспособной к геополитическому мышлению.
Оценивая вероятность этих трёх вариантов, я расположу их в такой последовательности: 2) – 1) – 3).
Сразу сообщу вам, что я предпочитаю вариант 1). Это тогда, когда у Путина найдётся энергичный, деятельный, умный, смелый, харизматичный преемник. Увы, история не даёт нам примеров такого везения. На смену реформатору всегда приходит более посредственный лидер.
Оценю также вариант 3), а затем более подробно рассмотрю вариант 2).
Итак, вариант 3) маловероятен в условиях России. Вся история нашей страны подтверждает, что даже самые слабые лидеры сохраняют имперскую преемственность и несут в себе дипломатическую культуру предков.
Предвижу ваше возражение: - А как-де Горбачёв, «разваливший» СССР?
Отвечаю. Горбачёву катастрофически не повезло. От него уже ничего не зависело. Предпосылки к распаду советской системы теоретически полностью сформировались в 1970-е годы, задолго до его прихода на пост генсека КПСС. Он действовал в безнадёжной ситуации, я ему сочувствую. Однако, ему и Ельцину удалось сохранить ядерное сдерживание, и это позволило уже нынешней России не кануть в небытие.
Что же можем мы получить от варианта 2) – когда новая власть откажется от идей Путина и выдвинет свою национальную идею?
Думаю, что это будет не отказ, а новая редакция философии Путина.
Первое. Действия на международной арене сохранят свою направленность на слом западного доминирования. Нашими союзниками по-прежнему будут Индия, Китай, страны Африки и Латинской Америки.
Второе. Экономическая система сохранит свои нынешние черты. Жёсткий государственный контроль базовых отраслей народного хозяйства и всемерное поощрение частной инициативы в остальных сферах.
Третье. Идея «Русского мира» претерпит изменения.
Расшифрую третий тезис.
Нынешней основой Русского мира является религиозная мораль, преимущественно, православная. Это является зыбкой почвой.
А. Возврат к старине НИКОГДА не позволял совершать успешные реформы.
Б. Клерикальный фундамент государства неизбежно обострит межконфессиональные противоречия, рано или поздно.
В. В современном российском обществе религиозность распределена крайне неравномерно. Здесь есть пламенные приверженцы ислама, умеренные в своей религиозности буддисты и большинство равнодушных к обрядности православных христиан.
Поэтому, новая власть выдвинет новый моральный императив – доминирование коллективных интересов над личными. Всё, что не укладывается в этот императив, будет подвергаться осуждению.
Встаёт вопрос, чем новый принцип коллективизма отличается от старинной соборности или от коммунистического тезиса?
Отвечаю. В нём будет исключена имущественная уравниловка. Материальное неравенство является коренной особенностью любого человеческого сообщества. Человек с незаурядными способностями должен иметь мотивацию к труду. Главной мотивацией является материальный достаток выше среднего.
Сразу же возникает и второй вопрос: - А чем это отличается от традиционного капитализма?
Отвечаю. Отличается несуществующим ныне сочетанием коллективистской морали и материальным расслоением. Здесь есть нерешённый теоретический вопрос – как обеспечить устойчивость такого сочетания?
Я порассуждаю на эту тему в следующей статье.
P.S. Представьте себе такую картину. Заслуженный и богатый человек, выходя из своего дорогого автомобиля, уронил на тротуар обёртку от гаванской сигары. Подросток, проезжающий мимо него на самокате, сделал замечание неаккуратному человеку. Тот беспрекословно вернулся, поднял мусор и отнёс его к ближайшей уличной урне.
Вот мой поведенческий идеал.