Доброго дня, коллеги. В одном из прошлых текстов Крыс немного проанонсировал тему перепрошивки предпринимателей. Думал автор, думал. И понял, что вопросов перепрошивки слишком много для одной статьи. Вы же, почтенная публика, лонгриды не любите.
Так что встречайте новый цикл - Перепрошивка предпринимателей. И в пилотном выпуске мы поговорим об...умении считать...
Байка от Крыса
Сперва байка. Есть у меня один приятель. В пандемийные времена, как большинство, перешел на удаленку, ему зело понравилось и он, решил сменить работу, на которой, потом, после восстановления режима, надо было появляться 5/2 на вариант, не требующий физического присутствия. Удалось - поменял квартиру на милый коттеджик за городом, перевез семью, живет и радуется. И тут пришла ему в голову здравая мысль - так у меня же есть ресурсы (время и компетенции), почему бы мне не обслуживать еще одно предприятие? Итак, ежедневно заходит этот тип на известный красный сайт, фильтрует вакансии, читает, что ему интересно и что вывозимо, и отправляет резюме. Каждый день почти все ему перезванивают, но...
- Знаете, мы бы вас взяли, но распоряжение директора - никакой удаленки, только в офис.
Спрашивает, почему так, ему в разных вариациях отвечают - чтобы мы видели, чем вы занимаетесь и могли ставить вам задачи.
Ну ок, зафиксировали.
Байка 2. Периодически анализирую брифы - опросники потенциальных клиентов, которые копятся в моем агентстве, общаюсь с коллегами по делам основной работы. Спрашиваю, сколько CPO (стоимость заказа), ROI (рентабельность инвестиций) - в ответ или тишина, или бык-мык-му-хрю. Зато каждый знает, сколько звонков в день делает менеджер по продажам, сколько просроченных задач в Битриксе и прочую крайне нужную информацию.
Основы математики
А что не так? Ты ж, Крыс, все про цифры говоришь - так вот тебе люди цифры говорят. Давайте по порядку с конца. Цифры-то цифрами. Но вот ведь незадача, они разные бывают. Правильные собирать и считать трудно - специально обученные люди просят большие деньги, сервисы всякие стоят денег (банальная связка адекватного колл-трекинга+Roistst - вот тебе уже "полтинничек" в месяц к затратам). Так что черт с ними с метриками - просто будем периодически менять маркетологов, каждого предыдущего обвиняя в некомпетентности, менять продажников, и всячески столы двигать.
Как с этим связана байка про товарища-удаленщика? Да очень просто. Наниматели (к сожалению, конкретно его компетенции не позволяют работать с умными МСБ (малый-средний бизнес), а нужен он только всяким заводам-пароходам, ну, в смысле, крупняку) понятия не имеют, как "оцифровать" человека. За что ему деньги платить. Вот и сами себе в ноги стреляют. В чем выстрел в ногу? Ну пример, у меня завод, не знаю, в деревне Большой Шабаш Воронежской области, и нужен мне, например, финдир. Как делает среднестатистический предприниматель: ищет в Больших Шабашках с известным результатом (ну откуда в деревне финдир, могущий потянуть обслуживание крупного предприятия), потом ищет в Воронеже (обязательно в вакансии указывая требование релокации), воронежский финдир как-то не готов даже за казенный счет переезжать из мегаполиса, где у него какие-никакие перспективы в глухомань с туалетом на улице, вот и приходится брать то, что можно, а не то, что надо. Как бы решил вопрос Крыс - перво-наперво, определяем задачи, что финдиру надо сделать и, соответственно, метрики, потом ищем в крупных мегаполисах соответствующего удаленщика, берем на работу и спрашиваем не за количество совещаний или задач в Битриксе, а за конкретную величину налоговой оптимизации, за состояние "кубышек" завода. Вот он где, выстрел в ногу.
А что считать-то надо?
Перешли к сути. Замечательно. В первую голову, прибыль и доход. Но с этим, как правило, проблем не возникает. Разве что возникают проблемы с тем, как относить затраты и, соответственно, с пониманием правильности определения прибыли. Тут уже проблема, ведь надо и самому себе деньги выводить, и бизнес поддерживать, иначе легко можно превратиться в Перепутавшего кошельки. Далее - метрики продаж. Это те самые CPL, CPO, ROI, конверсии этапов и, под конец - метрики ключевых сотрудников. Остальное - удел более низкоранговых или узкоспецилизированных сотрудников. Предпринимателю важно это и для жизнедеятельности вполне достаточно. А, да. Важно таки понимать, где деньги ваши, а где не ваши. Но это придет только с опытом - пара возвратов, которые поставят бизнес на колени, а то и в более интересную позу, и понимание сразу же придет. Плюс определите так называемую "метрику полярной звезды" и следите за ней - отклонения от плана - пендель. Все.
Нюанс. А как? А вот тут уже и надо приложить голову, нанимать людей, вкладывать ресурсы. Не спорю - не просто. Зато научившись вы не будете стрелять себе по ногам, избежите неприятных сюрпризов и вообще будете адекватно вести правильный современный бизнес. И, поверьте, чем "правильнее" он будет становиться, тем быстрее развиваться и больше зарабатывать.
Прочитал? Понравилось? Еще хочешь? Подпишись, поставь лайк. Тебе не сложно, а Крысу приятно.
Все изображения взяты из открытых источников