Приветствую всех читателей данной статьи, поговорим о передаточных числах трансмиссии, и каденсе.
Дисклеймер: не считаю себя профессионалом или гуру в области велосипедов, и MTB в частности, выражаю лишь свое мнение и делюсь опытом. Сам не считаю свое мнение последней инстанцией.
Итак, есть много разных трансмиссий на велосипедах бюджетного сегмента и более профессиональных, будем разбирать самые распространенные, 3х7, 3х8, 3х9, 1х10, 1х11. Так же есть понятие "неправильные передачи" то есть к примеру в трансмиссии 3х8 нельзя включать спереди первую, самую маленькую звезду, а сзади 6,7 или 8 звезду. Это вызовет сильный перекос цепи и к тому же она может начать шоркать об передний переключатель. Так же нельзя будет включать первые несколько звезд в кассете (заднем блоке звезд) если спереди включена 3 самая большая звезда, это так же вызовет большой перекос цепи и излишнее натяжение переключателя. Да и включая среднюю звезду в "системе" (так называют блок из трех или двух звезд спереди возле педалей) не рассчитывайте что можно будет включить любую звезду в кассете, будут не доступны как самые маленькие, так и самые большие. То есть, покупая велосипед "условно" 21 скоростной, он таковым не является по факту, есть 7-9 доступных передачи не так уж и много. Маркетологи просто перемножили количество звезд, не задумываясь о потребителе, да и передаточные числа могут задваиваться. Более подробно о том как правильно переключать передачи на схематичном рисунке.
Возникает резонный вопрос, а почему если спереди одна звезда, то в кассете можно включать любую передачу? Ответ очень прост, трансмиссии 1х10, 1х11 и уж тем более 1х12 более дорогими, и точность переключения самого переключателя выше, что дает возможность сделать цепь более гибкой. От этого же она стала и дороже.
Так, а что за передаточные числа? По факту, чем меньше это число, тем легче крутить педали, тем проще ехать в горку. К примеру если передаточное число равно 1 то за один оборот педалей, колесо делает так же один полный оборот. Если передаточное число 1.5, то за один оборот педалей колесо сделает полтора оборота. То есть чем больше передаточное число, тем больше усилие на педалях, но можно развить большую скорость. Более подробно о передаточных числах в таблице, за пример взяты самые популярные варианты компонентов Shimano.
В ситуациях когда спереди одна звезда, можно подбирать удобные для себя передаточные числа размером передней звезды. Так же вы легко сами можете рассчитать свои передаточные числа, для этого всего лишь нужно разделить количество зубцов в передней звезде на количество зубцов звезды в кассете. Зачастую на них написано количество зубцов с префиксом "Т".
Так, а что же такое каденс? Это скорость с которой вы вращаете педали, нормальный каденс для прогулочного катания это 40-60 оборотов в минуту. А для спортивного катания это от 60 и выше. Важно понимать что это не только количество оборотов в минуту, но еще и усилие с которым вы давите на педали. Не нужно выставлять сразу "тяжелую" передачу и пытаться крутить, это чревато травмами, и болями в коленях. Вы должны чувствовать легкое сопротивление в педалях.По своему опыту расскажу о передаточных числах, у меня система 1х11 с самым большим передаточным числом 3.27 и мне этого даже много, разгонялся с горы 55км\ч (дальше страшно) в верх мне хватает передаточного числа в 0.7 после износа планирую чуть снизить передаточные, до 3.09 поставив спереди звезду на 34.
Вы же можете выбрать оптимальное для себя решение, исходя из своих условий для катания.
Всем желаю приятных и веселых каток.