Найти тему

И или Е? Теперь не ошибётесь!

1,7K прочитали

Проверь себя: нахожусь в раздумьи/е, в сердечном томленьи/е, я весь в сомненье/и, в моем существованье/и, в шелестеньи/е листвы, в его увлеченье/и, трудно в ученьи/е. Досадно видеть в подобных случаях ожидаемую и весьма распространённую ошибку. Ошибка – это И. Правильно – Е. Не в шелестеньИ, а в шелестеньЕ, в сердечном томленьЕ, а не в томленьИ, в долгом ожиданьЕ, а не в ожиданьИ, в моем существованьЕ, а не в существованьИ, не в ученьИ, а в ученьЕ. И так далее – везде.

В чём, так сказать, аберрация? А в том, что "ученье, сомненье и раздумье" – это не "учение, сомнение и раздумие", которые на ИЕ. Это же только все слова на ИЕ (сочинение, упражнение, занятие) при изменении всегда и везде заканчиваются только на И (в учении, на занятии, в сочинении). И, обратите внимание, там трудности нет – "рука пишет сама". Ошибиться невозможно (это касается и всех слов на ИЯ – во Франции, о стипендии, из армии).

А "сомненье, ученье, ожиданье" и т. п. – они не на ИЕ. А на что? А вот это неважно: не пытайтесь ничего запоминать, это не работает. Важно, что они не на ИЕ. И мы их сейчас проверим.

Сомненье – оно, ученье – оно. Быстро подбираем похожее на "оно" слово, средний род. Окно! Раз "оно" – значит, окно. Это первое, что приходит в голову. Подставим его, и будет ответ: в окнЕ – в ожиданьЕ, в ученьЕ, в сомненьЕ и т. д. Везде Е. И вот сравните теперь: в ожидании, в сомнении (на ИЕ легко, не ошибётесь), но в ожиданье (в окне), в сомненье (в окне), в ученье (в окне).

ОКНО и здесь решает. Это универсальная проверка. В чём ценность инструмента? В простоте и универсальности. Топором можно и щепок наколоть, а если надо, и гвоздь забить. Помните, как мы проверяли "изредк..." и "намертв..." через "окно", подставляя к «окну» первый слог от этих слов? ИЗ окнА – значит, ИЗредкА, НА окнО – значит, НАмертвО. ИздавнА – ИЗ окнА, СначалА – С окнА, а НАкрепкО – НА окнО.

У меня редкое свойство избирательной памяти: я помню все свои школьные ошибки, а также ошибки (и почерки) всех одноклассников, а впоследствии – учеников. Моя собственная ошибка в 6 классе: в ущельИ. Причина: я всегда учила правила и поэтому заморочилась со склонениями (их 3), родами (их тоже 3), числами (их 2) и падежами (их 6). 3+3+2+6=14. Понимаете, к чему я клоню? 14 позиций надо привлечь, чтобы где-то в их непроходимых зарослях отыскать ответ, что писать в конце. И или Е? Возможна ли такая морока на диктанте, например? Вот поэтому в нашей Школе грамотности на все эти склонения, падежи, части речи, правила действует категорический запрет. Наша цель – быстро действовать и писать без ошибок, а не искать иголку в стоге сена. Это непосильно не только для школьников-дисгафиков, но и для взрослых людей. Проверяем: в окнЕ – в ущельЕ. В окнЕ – в платьЕ, в окнЕ – на сиденьЕ, в окнЕ – в её страданьЕ, в его сомненьЕ, в шелестеньЕ листвы. На старые нормы правописания ссылаться не надо. Моя бабушка тоже писала: "в каком платьи ты была?". Сейчас это написание не считается верным. У наших учащихся простая цель: писать без ошибок, повысить оценку, сдать экзамен с наибольшим баллом. И чтобы голову не заморачивать. Приводите к нам своих школьников заниматься в конце каникул. Пройдите этот курс вместе с ними. Сами увидите, что никакие правила для грамотности не нужны. Это касается всех трудностей, в том числе (и особенно) пунктуации.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"