Найти в Дзене

Есть ли жизнь после внедрения обновлённых ФГОС?

Оглавление

Здравствуйте, друзья! Вокруг ФГОС-3 разворачивается настоящая драма: родители и учителя выступают с протестами, подписывают петиции и распространяют открытые обращения в соцсетях. На слуху у всех слово, ставшее ругательным, - «цифровизация». Недовольства эти мне очень даже понятны. От образовательных нововведений никто ничего хорошего уже не ждёт. Эксперименты над детьми и педагогами всем порядком надоели.

Давайте разбираться, что на самом деле меняет ФГОС-3?

Напомню, что основными задачами ФГОС-3 являются:

1. создание в РФ единого образовательного пространства,

2. вариативность и индивидуализация содержания образования,

3. тесная связь образовательного и воспитательного процессов,

4. цифровизация образования.

Создание в РФ единого образовательного пространства

Создание в РФ единого образовательного пространства – это несомненный плюс. По требованиям обновлённых ФГОС предметные результаты конкретизируются по годам обучения. А значит, ребёнок, получавший образование, например, на Дальнем Востоке, приехав в Москву, сможет легко включиться в образовательный процесс, так как содержание образования в разных школах будет единым.

Вариативность и индивидуализация содержания образования

По ФГОС-3 школа обязана предложить ученику обязательные для изучения предметы (они утверждены законом) и предметы по выбору. Предметы по выбору школа предлагает в зависимости от предпочтений учеников (их родителей), с учётом возможностей школы. Кроме того, школа может предложить изучение отдельных предметов на расширенном или углублённом уровне.

Например, родители 5 «А» класса хотели бы, чтобы их дети изучали математику на углублённом уровне. Школа имеет возможность удовлетворить эту потребность. Но родители учеников 5 «А» класса должны понимать при этом, что часы на изучение углублённой математики в учебный план с неба не упадут, нужно будет сократить эти часы на изучение другого предмета, например, биологии. По новым ФГОС это разрешено. Надо ли? Вопрос, который каждая школа решает сама.

Подробнее:

Учебный план по ФГОС–3
Счастливый Кормчий13 июля 2022

Тесная связь образовательного и воспитательного процессов

Даже не буду комментировать. Эта связь всегда была. Как, скажите мне, можно вести, к примеру, литературу или историю без воспитательной составляющей? Другое дело, что требование отразить эту связь в Рабочих программах предметов, кажется мне абсолютной фикцией. Как это можно сделать без особых трудностей, я писала в статье

Составляем Рабочие программы предметов. Подробная инструкция
Счастливый Кормчий28 июля 2022

Цифровизация образования

Ну и, наконец, тот чёрт, которого все боятся, – ЦИФРОВИЗАЦИЯ!!! Действительно, использование электронных образовательных ресурсов – одно из обязательных требований ФГОС. Мало того, учитель обязан отразить возможности их использования в Рабочих программах предметов. А школа имеет право часть часов вынести в онлайн-формат. Но! Друзья мои, ни одна административная команда в здравом уме не вынесет в онлайн-формат обучение по основным предметам. Речь идёт, прежде всего, о предметах по выбору и внеурочной деятельности. Реализация этого требования также возможна через проведение видеоуроков ведущих специалистов города, региона. Другое дело: как финансировать такую форму обучения?

Так что не так страшен чёрт, как его малюют. Будем надеяться, что ФГОС-3 не станет очередным бездушным экспериментом, что школьная жизнь с его внедрением станет хоть чуточку лучше, ученик получит нужные и полезные знания, а учитель всё-таки сможет, наконец, работать с детьми, а не с документами. Это я так сама себя обнадёживаю…

Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.