Найти тему
Евгений Маслак

Путешествие на крайний Юг (день 6, печальный "Лунь", самая южная точка и великие горы)

Рано утром мы выкатились из Дербентского "Апельсина" и поехали еще дальше на юг. Нашей самой южной точкой путешествия должен был стать отбуксированный на берег экраноплан "Лунь", вокруг которого сейчас строится Дербентский парк "Патриот".

433. Самая "низкая" широта нашего путешествия - 41° 56' 13"с.ш.
433. Самая "низкая" широта нашего путешествия - 41° 56' 13"с.ш.

Какие географические мысли можно извлечь из этого числа?

До государственной границы с Азербайджаном от этой точки - чуть меньше 20 километров по прямой на юг.

Самая южная географическая точка России - около 100 километров по прямой на юго-запад, высоко в горах.

Багдад - в 1000 км на юго-запад, а Тегеран - всего 737 километров на юго-восток.

При этом до Волгограда отсюда - 800 километров, а до Москвы - аж 1700!

А кто ещё "живет" между 41 и 42 параллелями? С востока на запад это будут такие крупные города, как Стамбул, Тирана, Рим, Барселона и Порто в Европе; самый север(!) Нью-Йорка, Детройт, Чикаго, Де-Мойн и Кресент-Сити в Северной Америке; город Хакодате на самом юге японского острова Хоккайдо, затем Азия - город Чхончжин в КНДР, Шэньян на севере Китая, потом какое-то горно-пустынное ничего в Китае и Кыргызстане до самой столицы Узбекистана - Ташкента, Хорезмский оазис и Хива, Сарыкамышское озеро и наконец ровно на восток через Каспийское море от Дербента - Карабогаз в Туркмении.

Вот такая "занимательная география". Вот такой "крайний Юг". Вот такие "северные штаты"...

434. Возле "Луня" нас встречает экскурсовод
434. Возле "Луня" нас встречает экскурсовод

"Лунь" производит мощное впечатление. И самой степенью хтоничности задумки и конструкции, и шестью грозными пусковыми установками противокорабельных сверхзвуковых ракет "Москит" и силовой установкой из восьми двигателей НК-87. Вы только представьте звук этого "оркестра" - на Ту-154М стояло три НК-8 (это "предки" этого двигателя), на Ил-62М - 4, на Ил-86 - 4 штуки НК-86 (а это уже наиболее ближний "родственник" Луневских НК-87).

Но сложилось так, что серийное производство этих летучих кораблей - "не взлетело". Построили только один, да и тот списали. Теперь он печально лежит на брюхе на пляже к югу от Дербента. Надеюсь, после постройки парка вокруг ему станет повеселее.

Мы попрощались с прекрасным морским чудовищем и повернули на север, к дому.

462. В ход с удовольствием пошел вчерашний слоеный хлеб из "Финика"
462. В ход с удовольствием пошел вчерашний слоеный хлеб из "Финика"

468. На подъемах истошно коптят КамАЗы
468. На подъемах истошно коптят КамАЗы

Приехали к заброшенному селу Гамсутль. А там - жизнь кипит! Машины, автобусы, толпы людей, конные прогулки, шум, гам, на парковке не приткнутся! Даже в Дербентской цитадели людей по ощущением было меньше (в Нарын-Кале их было, конечно же, больше, но они были рассредоточены по гораздо большей территории).

Гамсутль покинули со смешанными чувствами. Очень красиво, конечно, но толпы народа, шум и гам - плохо сочетаются с уединенным созерцанием покинутого горного села. Даже запахи не те - пахнет выхлопом "такси", лошадиным навозом и пестрыми туристами. Всюду жужжат мухи и мультикоптеры. Нет, сюда нужно глубокой осенью, перед рассветом...

Что делать дальше? Вроде была идея остаться в Чохе на ночь - но к Гамсутлю мы уже сходили, больше особо делать нечего, а время еще даже не обеденное. Решили, что поедем дальше, в сторону Грозного, а там на месте разберемся.

В какой-то момент свернули не туда. А может и туда - в горных дорогах непросто ориентироваться. Если едешь на запад и нужно свернуть на север, то в непосредственный момент поворота машина будет двигаться на восток и поворачивать к югу - дороги все время петляют и извиваются, а главную дорогу от не главной только по внешнему виду не отличить.

Асфальта становится все меньше и меньше. На некоторых серпантинах получается ехать только на первой передаче - на второй либо не хватает крутящего момента на низких оборотах, либо скорость опасно высока на тех оборотах, где момента хватает.

535. Парит орёл и радиоволны базовой станции
535. Парит орёл и радиоволны базовой станции

В итоге выбрали дорогу со шпионским названием 82К-007, которая должны была довести нас до самого Хасавюрта. "Надо ехать до Мехельты, а там по главной на север", подумал я , и кончено же уехал в саму Мехельту по асфальту, ведь главная дорога была крутым извилистым грунтовым съездом куда-то в никуда. Развернулись и ринулись навстречу приключениям.

Дальше впереди у нас было еще 40 километров грунтовых и щебеночных серпантинов. Но, несмотря на суровый вид, это все равно дорога: дорожные знаки, ограничительные столбики, информационные щиты и указатели - все на месте, как положено! И жизнь теплится - нам навстречу попались аж две машины, кто-то спокойно ехал на совершенно "асфальтовой" Киа Рио а в другом месте на обочине дорожные рабочие меняли колесо на своей Газельке. Впрочем, на этом признаки жизни заканчивались, если не считать крупный и мелкий рогатый скот и пастухов где-то в отдалении. Хотели горы и уединение - получите!

Так потихоньку мы докрутились по камушкам до самой высокой точки путешествия - Харибского перевала на высоте около 2200 метров. Виды - головокружительные! Воздух - чистейший, как и положено.

Проехали чуть вниз от перевала и снова притормозили - кругом шикарные альпийские виды предзакатного ущелья и заброшенный хлев неподалеку!

Перед самым закатом спустились мы с гору, в долину к селу Буртунай. Села в долине по эту сторону гор показались нам более зажиточными на вид, чем Дагестанские села в степях или в горах. Но это так, мимолетное оценочное суждение. Может и показалось.

На закате проехали Хасавюрт. Впереди - Чеченская республика!

Продолжение следует...