Найти в Дзене
Материк книг

Книга Трейси Маккаббин "Как избавиться от хлама" - про эмоциональные блоки, которые не дают расстаться с вещами

Вещи для меня или я для вещей - вопрос не праздный. Реклама навязывает сто тыщ ненужных средств для всего, что только можно. С возрастом мы получаем в наследство вещи родственников, с которыми сложно расстаться из-за эмоций, с ними связанных. И как-то незаметно вещи начинают диктовать, как жить. А еще за ними требуется уход, поддержание в приличном виде, для них нужно место...

Неудивительно, что сегодня так популярны идеи минимализма. Говорят, в СССР мало что было в магазинах. Но это не мешало людям забивать под завязку квартиры. Даже наоборот, способствовало. Ведь когда что-то появлялось, нужно было набрать на годы вперед. Ткани, посуду, детские вещи, постельное белье - покупали с расчетом на детей и внуков. Не все, но многие. Сейчас дети и внуки разгребают этот водопад вещей.

Мы храним множество вещей, которыми не пользуемся и не планируем. Я давно это осознала, но все равно испытываю сопротивление при попытке расстаться с ними. Поэтому периодически читаю книги по минимализму, они как-то мотивируют. Книгу Трейси Маккаббин я взяла в подарок на ЛитРес. У нее такая невразумительная обложка, что очень легко пройти мимо. Переборщили с минимализмом явно)

Что меня привлекло в ней - Маккаббин делает упор на психологию. Она не заявляет, как и что должно быть устроено. Трейси объясняет причины, по которым количество вещей выходит из под контроля и почему мы храним то, что никогда не будет использовано. Логично, все дело в психологии. Маккабин выделила 7, как она их называет, "хаос-блоков", или, по-русски, причин, по которым вещи в домах побеждают людей:

  1. Мои вещи связывают меня с прошлым. Они напоминают о днях триумфа, счастья и т.д. Но со временем становятся балластом, напоминающим, что лучшие дни позади.
  2. Мои вещи определяют мою суть. Актуально для людей, которые пытаются через покупку статусных вещей показать свою ценность, классических шопоголиков и тех, для кого совершить покупку - значит, пообщаться с продавцами, оказаться в центре внимания в момент покупки.
  3. Вещи, которых я избегаю. Трейси приводит пример бизнесмена на грани краха, квартира которого завалена счетами, документами и он боится даже начать это все разгребать.
  4. Мои придуманные вещи и придуманная жизнь. Вещи, покупаемые на случай "когда похудею", "когда буду ездить в отпуск", хотя этого годами не происходит.
  5. Я недостоин моих хороших вещей. Приводится пример 70-летних японцев, живущих в Америке, которые так и хранили всю жизнь нераспакованными свадебные подарки, потому что вещи в них "слишком дорогие", чтобы ими пользоваться. Очень частый и для нашей страны случай.
  6. В ловушке чужих вещей. Это о тех самых сервизах, покрывалах и постельном белье, которые родственники навязали вам, потому что купили для вас еще до вашего рождения. Приводится интересный пример, когда наследуют укомплектованный вещами дом, начинают жить в нем, покупают еще свои вещи, все выходит из-под контроля. "Это выглядит так, будто они получили возможность накапливать жир на чужом теле". Особенно тяжко с вещами, которые передавались из поколения в поколение.
  7. Вещи, за которые я продолжаю платить. На самом деле то ли трудности перевода, то ли фраза корявая, но имеется в виду, что человек не может расстаться с вещью, потому что она стоила очень дорого для него. Например, одежда, которая мала, но вы отвалили за эти штаны целое состояние.

По каждому блоку идут пояснения, ключевые фразы, "мост" как перейти к нормальной жизни) и советы, как преодолеть блок. Думаю, в тяжелых случаях там поможет только психолог. Но в большинстве, достаточно осознать это, и расставание с вещами произойдет безболезненно.

Если в Америке вещи сразу после дома занимают гараж, в России - балкон. Фото из открытых источников.
Если в Америке вещи сразу после дома занимают гараж, в России - балкон. Фото из открытых источников.

Маккаббин - та самая ведущая из программ, которые показывают на ТВ про расхламление. Когда приезжают в какой-нибудь американский дом, заваленный барахлом до крыши и расхламляют его. В книге много примеров из жизни. Мне было интересно читать и отмечать разные любопытные нюансы. Вот что запомнилось:

  • "В США проживает всего 3,1% всех детей в мире, но для них покупают 40% всех продаваемых в мире игрушек. В среднестатистическом американском доме находится боле 300 000 предметов".
  • "Три из четырех семей выводят машину из гаража, чтобы использовать его для хранения барахла".
  • "Когда и это перестало спасать, доход индустрии складирования личный вещей достиг 22 миллиардов долларов США". Т.е. люди берут в аренду площади для... вещей! В книге есть пример, когда одна женщина хранила гарнитур в надежде, что он когда-нибудь пригодится ее сыну, полагая, что это ничего особенного не стоит. Но хранила она его несколько десятилетий и отдала 12000 долларов за хранение мебели, которая стоила от силы 2000.
  • Повсеместные кредиты на все, что только можно. Это хорошо показано, кстати, в фильме "Шопоголик". Так легко платить с кредитной карточки. Махнул пластиком - и не надо думать, что эти деньги надо будет зарабатывать и отдавать с процентами.
  • Завалялась еда? Можно отдать в благотворительную столовую. Ну, если она слегка просрочена, не сильно. Нормально, да?

И еще один интересный момент. В начале книги Трейси сетует, что люди, мол, больше не собираются чинить вещи и долго их использовать, потому что кризис перепроизводства привел к тому, что все можно купить новое, дешево и быстро, с доставкой на дом, нажав одну кнопку. Мол, у молодого поколения в домах нет даже иголок, чтобы что-то зашить.

Здесь есть другая сторона медали. Производители специально делают вещи неразборными, непригодными к починке. Особенно это касается техники. У сына меньше чем через год сломались дорогие наушники. Муж заказал провод, разобрал их - выяснилось, что починить их невозможно. Нас вынуждают покупать новые модели телефонов, переставая поддерживать функционал "устаревших", которые могут служить еще годами.

К концу книги становится скучно, потому что начинаются совсем уж не наши реалии, какие-то списки, что нужно делать с документами и т.д. У нас не так устроена эта система, поэтому многие моменты - мимо.

-3

Ну и, про перевод и редактуру книги. Я подрабатываю копирайтингом и знаю, что бывают люди, мнящие себя редакторами и докапывающимися до каждого оборота в каждом предложении в текстах, в которых вообще это не важно.

Тем удивительнее читать книги, где полно корявых фраз и никому это ухо не резало на этапе издания. Мелькают жаргонные слова. Вещи периодически уничижительно называют барахлом, хламом, бардаком. Хлам - это рваные заношенные тапки, а не платье с ярлыком, которое так и висит в шкафу.

Но особенно меня добило слово "мшелоимство", которое вообще резало глаз в этом контексте. Распространенное его толкование то же, что и у мздоимства, "страсть к выгоде", и лишь иногда его используют в смысле "болезненное накопление хлама". Вообще, насколько я встречала, используют его в текстах, связанных с религией, но уж никак не в переводе американской книжки. Кто там у них такой умный не знаю, но реально раздражает.

В целом, книга полезная, а главное ее отличие от Кон Мари и подобных - нет утомительных рекомендаций, как вам разложить носки. Даже наоборот, дом должен быть удобным для вас, и вещи созданы для этого же - удобства, они не должны становиться источником стресса и хлопот. С точки зрения психологии тоже было интересно.

#расхламление #книги #Литература #психология #минимализм

Еще статьи на эту тему: