(18.07.2022)
Дорога в ущелье реки Чапурсан находится рядом с городком Сост, где мы ночевали накануне. С первых метров становится понятно, что тут нас ожидают совсем другие виды! Горы тут уже не скалистые, чёрные, как это было в долине реки Хунжераб (верхняя часть Каракорум хайвей), а песчано-глинистые, марсианские, "украшенные" выветриваниями.
Никаким асфальтом тут уже и не пахнет, дорожка узкая и ухабистая. Тут не везде могут разъехаться две машины. И тут-то мы начинаем радоваться, что нам досталась полноприводная машина, а не легковушка, как мы планировали изначально.
Спустя всего несколько километров пути нас застопил местный мужичок и мы согласились его подвезти. По пути Кудрат Карим рассказал нам много интересного и несколько часов в дороге пролетели незаметно.
Мы узнали, что на севере Пакистана говорят на 13 языках, в его деревне говорят на языке ВАХИ (В читается как УА, Х звонкое как при отхаркивании), том же языке, на котором говорят таджикские и афганские памирцы. Все они один народ.
Памирцы - исмаилиты. Это молодая, но достаточно развитая по миру ветвь ислама, наименее радикальная из всех. Светский ислам, можно так сказать. Женщины у них не обязаны носить платок, вместо мечетей - дома молитвы, джАмат хана. У общины исмаилитов есть свой фонд, основанный Амир Ханом. Амир хан - это их глава, как имам у суннитов и шиитов. Амир хан на свои деньги и деньги фонда строит школы, больницы, мосты, дороги и другие объекты инфраструктуры для своей общины в разных странах: Таджикистане, Афганистане, Пакистане... может, и ещё где-то, мы не знаем. А сам он при этом живёт в Лондоне. Глядя на то, сколько всего построено Амир Ханом в таких труднодоступных местах, думаешь, что не всё ещё потеряно! И что можно, имея огромные деньги, делать что-то не только для себя, но и для других людей! Это не может не вызывать уважение!
Про исмаилитов и Амир Хана Лёша узнал ещё несколько лет назад, когда путешествовал по Памиру и много про них рассказывал.
Дорога по ущелью Чапурсан совсем не простая и требует хороших навыков вождения. Если вы никогда не ездили по проселочным дорогам в горах, то сюда вам лучше не соваться.
Лёша же "с детства" покорял перевал Чулушман (Алтай) на всевозможный образцах отечественного автопрома, причём делал даже вперёд спиной; позже взбирался по узеньким зигзагам горного Дагестана - если вы бывали в отдалённых селеньях этого горного уголка, то понимаете что у Лёши очень хорошая школа!
Отличные навыки вождения Алексея отметил даже наш спутник. Но всё равно сказал быть осторожнее, у него с этой дороги 15 лет назад сорвался отец на тракторе. И погиб.
Мо пути мы проезжали несколько сёл, пока, наконец, не приехали в Кирмин.
Кудрат Карим пригласил нас на ужин, но мы отказались, нужно было ехать дальше пока ещё светло.
Каждый, кого бы мы не встречали, на вопрос КАКОЕ САМОЕ КРАСИВОЕ МЕСТО В ПАКИСТАНЕ, отвечал МОЁ РОДНОЕ СЕЛО.
Но в этот раз бы не могли не согласиться! Кармин впечатлял. Зелёный оазис посреди безжизненной горной пустыни, вдоль дороги ровным рядом растут тополя, почти догоняющие по росту соседние вершины.
На самом деле, Кармин состоял из трёх деревень, плавно перетекающих друг в друга. Все они отличались опрятностью и чистотой, не присущей местам, которые мы видели до этого. Домики были аккуратные и ДОДЕЛАННЫЕ, что ли. Просто в основном в Пакистане дома выглядят так, как будто они находятся на какой-то стадии строительства, а совсем не так как готовые жилища. На придомовой территории тоже чистота. Как таковых огороженных дворов нет, пространство перед домом всегда занимает большое поле, засаженное картошкой или злаками, и огород.
Покинув Кирмин, мы поехали дальше петлять по дорожке и меньше чем через час добрались до деревушки Киль. Уже темнело, + тут ловил 4G, поэтому мы решили вставать на ночёвку. Пригодных для кемпинг мест мы не нашли, и решили пювстать прямо в деревне. Рядом как раз тёрлись несколько метных и мы спросили не против ли они, если мы переночуем на этом месте, на что получили одобрение.
Палатку разбивали уже в сумерках и почти сразу залезли спать, так как в темноте делать было особо нечего.
Мы завели будильник на 6 утра. Деревня проснулась раньше. Когда мы выползли из палатки, вокруг была уже куча людей, которые толпились вокруг пикапа. Они то залезали то вырезали из кузова, чё-то там болтали и с любопытством поглядывали на нас. Всё это продолжалось минут 30. За это время мы успели сварить и выпить кофе и начали собирать лагерь. Как тут подошли первые женщины. Они просто стали рядышком, на дороге смотрели. Я начала диалог.
Сказала, что мы туристы из России, путешествуем по Пакистану. Хоть по английски они не говорили совсем, но эти слова поняли. Я попросила их сфотографировать и они, кажется, с радостью, согласились. Я сфотографировала их, потом мы сфотографировались вместе, а потом ещё по очереди сфотографировались на телефоны тех из них, у кого они были.
Я подарила им пачку фисташек, которые мы возили с собой ещё с Турции. Они разделили их, каждая взяв по горсточке и ещё угостили проходивших мимо мужчин. Оказывается, они собирались ехать в одну из следующих деревень, но у них сломалась машина, поэтому они и толпились тут так долго.
Техническое состояние местных транспортных средств, действительно, оставляет желать лучшего! Удивительно, как они вообще ездят!
Сельчане разбрелись по своим делам, ну а мы поехали дальше.
План был прокатиться по долине покуда есть дорога, а потом вернуться немного вниз и встать на днёвку в деревне Рашт, в которой, по словам нашего вчерашнего спутника, в последней есть 4G и отели, где можно остановиться.
Но, как говорил нам бывавший в Пакистане товарищ, и в чём мы неоднократно убеждаюсь сами: ПЛАНИРОВАТЬ ЧТО-ТО В ПАКИСТАНЕ - ДЕЛО НЕБЛАГОДАРНОЕ.
Так мы, доехав до деревне Рашт, не обнаружили там интернета, его не было и в последующих деревнях. Доехав до последней из них, Лёша принял решение возвращаться в нашу деревушку Киль, где мы ночевали и где ловил интернет, тупому что ему нудно было работать. Ну а меня, чтобы я не скучала, мы решили отправить идти назад пешком.
Но перед этим устроили пикник с поедание дыни прямо около дороги. Отсюда открывался очен красивый вид на деревню.
А потом, намазавшить солнцезащитным кремом, напялив на голову панаму и запасшись полторашкой воды, я неспешно отправилась в обратный путь. А Лёша укатил на машине вниз.
12 км я шла часа три. Разглядывала домики местных жителей и самих местных жителей, любовалась красивыми видами, пугала худых местных коров, нюхала доживающий свой век цветки шиповника и пробовала рвать зубами облепиху с куста (не повторяйте этот трюк в целях вашей безопасности).
Когда я добралась до Лёши, он уже успел разгрести большую часть дел, а пока я готовила обед, совсем их закончил. Поэтому, подкрепившись, мы отправились вниз. В ходе подготовки к обеду обнаружилось, что мы забыли наш фливовый пледик - главный помощник в путешествии, многофункциональную палочку-выручалочку, в последней деревне. Путешествия учат отпускать.
На полпути я услышала странный звук. Как будто что-то тёрлось или волочилось снаружи машины. Сказала об этом Лёше, он выглянул в окно и увидел, что у на спустило колесо. Похвалили себя за то, что настоящий на том, чтобы хозяин машины выдал нам домкрат.
Обнаружили прокол, кстати, мы в весьма удачном месте: рядом был карман и склон был без сыпухи и камнепадов. Большая удача на этой дороге!
Домкрат оказался маловат, но Лёша - опытный малый, взял с обочины большой плоский камень и приспособил под это дело. Хотел снимать запаску, и тут обнаружилась нестыковочка - один из трёх болтов, которыми она была закреплена, оказался по диаметру больше, чем имеющийся у нас единственный ключ.
ПАКИСТАН ТАКОЙ ПАКИСТАН!
Через несколько минут заспопили грузовичок с каким-то металлоломом и попросили у мужичка-водителя помочь с инструментом. Подходящего ключа у него не было, но были другие инструменты. Ковырялись, корырялись, но дело так и не сдвигается с места. И тогда мужичок предложил испробовать беспроигрышный пакистанский метод: сдвинуть с места болт при помощи "зубила" и камня. Через нескольких минут стараний метод с работал.
Мы поблагодарили мужичка за помощь и сказали, что дальше справимся сами. Через 15 минут запаска была прикручена и мы поехали вниз в надежде застать шиномонтажку работающей.
В этот вечер мы сорвали джекпот (мы думали так):
1. На заправке был бенз и мы залили полный бак;
2. Шиномонтажка работала, мы залатали пострадавшее колесо, а запаску поставили на место;
3. В овощную лавку завезли с большой земли свеженькие манго!
Рано утром был план поехать в следующую долину, долину ШИМШАЛ, мы затарились продуктами и отправились спать в уже знакомое нам место, где мы стояли позавчера.
Выезжать рано нам сказал шиномонтажник. Он родом как раз из той долины. Во-первых, дорога там очень-очень узкая, и лучше проехать пока не пошёл основной трафик, иначе потратишь кучу времени на то, чтобы разъезжаться. Во-вторых, сейчас аномально жаркая погода и лучше проходить ущелье по низкой воде, почему точно не знаем, потому что, забегая вперёд, скажу, что нам так и не удалось побывать в той долине. Возможно, дорога спускантся вниз, к речке и есть риск её затопления, х.з...
Улеглись спать пораньше, чтобы хорошенько отдохнуть перед длинной дорогой. А утром нас ждал неприятный сюрприз... И здесь я хочу повторить уже сказанные мной неоднократно слова:
СТРОИТЬ ПЛАНЫ В ПАКИСТАНЕ - ДЕЛО НЕБЛАГОДАРНОЕ .
Колесо за ночь спустило...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ➡️➡️➡️
#пакистан #чапурсан #долиначапурсан #северпакистана #трекингвпакистане #треккингвпакистане #путешнствиепопакистану #каракорум #горыпакистана #горныйтуризм
Подпишитесь на наш канал, чтобы получать уведомления о наших новых историях о бюджетных семейных путешествиях.
✅ Инастаграм - самые оперативные новости
✅ TickTok - забавные видяшечки
✅ Ютуб - снимаем кино "для мамы". Ну и для вас тоже 😉
✅ Телеграм - отборные фото для максимального погружения в атмосферу
Оставляйте комментарии и вопросы 👇