В погоне за декарбонизацией мировые авиакомпании всерьез изучают вид биотоплива с низким уровнем выбросов СО2. В Сингапуре и Японии его уже активно тестируют. Основной задачей для лидеров отрасли по-прежнему остается снижение воздействия на окружающую среду. Расскажем, в чем особенности «зеленого» горючего, а также поговорим о его преимуществах и недостатках.
Что такое экологически чистое топливо (SAF)?
Экологичное авиатопливо — весьма широкое понятие. В переводе с английского языка («sustainable aviation fuel») оно означает «устойчивое». Под SAF принято понимать такой вид топлива, который уменьшает выбросы СО2 в атмосферу — от 20 до почти 100% по сравнению с авиационным керосином. При этом учитывается и сам процесс сгорания топлива в двигателях самолета, и «углеродный след» при его производстве. Из известных в мире видов биотоплива шесть могут использоваться в авиации. Все эти смеси не требуют никаких переделок существующих двигателей. По сути, самолет летит на биотопливе так же, как на 100%-ом керосине. Сейчас ученые разрабатывают новые продукты, чтобы полностью отказаться от керосина.
Например, совсем недавно сингапурские авиалинии объявили, что начали тестировать SAF, изготовленный из отходов кулинарного масла и растений. Его планирует поставлять финская компания «Neste».
В течение следующего года планируется сжечь 1000 тонн SAF, что эквивалентно заправке бортовым топливом примерно восьми самолетов Boeing 787-10 Dreamliner.
Это позволит сократить выбросы углекислого газа на 2500 тонн!
Главная цель Сингапура — достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году.
Сингапур начал активно продвигать SAF. Все рейсы, вылетающие из страны, в том числе рейсы бюджетного перевозчика «Scoot», теперь будут использовать экологически чистое топливо. В феврале правительство учредило Международную консультативную группу по устойчивым авиаузлам, которая разработает план по созданию рынка SAF к началу 2023 года.
«Malaysia Airlines» выполнила свой первый пассажирский рейс с использованием SAF в начале июня в связи со Всемирным днем окружающей среды.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила, что в 2022 году глобальные авиаперевозки достигнут 3,8 миллиарда пассажиров: это на 70% больше, чем в предыдущем году, а количество пассажиров достигнет 80% от доковидного времени.
Преимущества нового биотоплива: опыт Японии
Многие авиакомпании рассматривают декарбонизацию как ключ к будущей конкурентоспособности. Пассажиры все чаще выбирают фирмы с «зеленой» репутацией, в связи с чем правительства начинают подталкивать отрасль к адаптации. Подсчитано, что замена всего авиационного топлива на SAF сократит выбросы СО2 на 70-90%.
Наглядный пример — Япония, которая поставила цель к 2030 году заменить 10% топлива, используемого внутренними авиакомпаниями, на SAF. Помимо двух крупнейших авиакомпаний страны, «All Nippon Airways» («ANA») и «Japan Airlines», в совет также входят нефтеперерабатывающая компания «Eneos Holdings» и операторы аэропортов. Сейчас обсуждаются способы использования SAF, а также разработка стандартов безопасности для новых технологий, таких как электрические самолеты и водородные самолеты.
Кроме того, стали появляться международные партнерства. Европейская «Airbus» и австралийская «Qantas Airways» объявили, что создадут совместное предприятие с SAF. Обе компании инвестируют 200 миллионов долларов в стартапы для поддержки развития биотоплива в Австралии.
По оценкам METI, себестоимость производства SAF колеблется от 1,4 до 11,5 долларов США за литр, что в 2–16 раз превышает стоимость обычного топлива для реактивных двигателей. Чтобы покрыть производственные затраты, потребители должны оплачивать часть счета.
Японская авиакомпания «ANA» нашла выход — перекладывать расходы на пассажиров в рамках собственной программы, в соответствии с которой корпорации сами оплачивают часть расходов SAF и получают специальный сертификат CO2. Он будет свидетельствовать о фактическом сокращении выбросов, что, в свою очередь, продемонстрирует инвесторам усилия компании по сокращению «углеродного следа».
Другая компания — «Singapore Airlines» — будет выдавать кредиты, эквивалентные количеству выбросов парниковых газов, сокращенных с помощью SAF, и продавать их корпоративным клиентам.
Недостатки нового биотоплива SAF
Главная проблема SAF — это его высокая цена. Биотопливо в среднем в 4 раза дороже керосина. В этой связи его использование на мировом рынке решили пролоббировать. С 2027 года вступят в силу новые требования Международной организации гражданской авиации (ICAO), согласно которым все страны с международными рейсами обязаны перейти на SAF или платить сбор за его неиспользование. Выбросы СО2 на авиарейсах нужно будет сократить не менее чем на 10% относительно рейсов на керосине. Если не сократили — платить квоту: эти средства направят на тестирование нового биотоплива.
Отсюда вытекает еще один «сюрприз» — повышение цен на авиабилеты. Если нынешняя стоимость на «углеродные квоты» и экотопливо SAF не изменится, то в среднем перелет станет на 20% дороже, чем сейчас.
Следующая проблема — ограниченное предложение SAF. По оценкам IATA, для достижения углеродной нейтральности к 2050 году потребуется производство 449 миллиардов литров SAF в год! Однако лишь несколько компаний, таких как финская «Neste», коммерциализировали SAF, а производство ограничено 125 миллионами литров в год. Такие цифры заставляют усомниться, что применение биотоплива поможет авиакомпаниям решить проблему вредных выбросов. Значит, им останется один вариант — покупать «углеродные квоты».
При переходе на зеленое топливо следует учитывать еще один аспект: керосин в разных странах разный. Допустимые пропорции смешивания с биотопливом рассчитаны по международному стандарту Jet A-1. Однако в Австралии, Бразилии, Великобритании, Испании, Канаде, Китае, России, Франции, Швеции и Японии действуют национальные стандарты на авиационный керосин. Фактически необходимо будет договариваться и прийти к единому стандарту и сертификации смесей.
Российские авиакомпании
Переход на биологически чистый вид топлива широко обсуждается и в нашей стране. В сентябре «Аэрофлот» обязался подписать соглашение с «Газпромнефтью» о поставках SAF на ВЭФ. Схожие планы и у других отечественных авиакомпаний — например, S7.
До 2027 года российским авиаперевозчикам нужно подготовиться к введению новых требований ICAO, предусматривающих плату за выбросы СО2 на международных рейсах. При этом эксперты говорят, что избежать повышения цен на билет у российских авиакомпаний не получится. Ведь стоимость авиаперелета на 30% состоит из затрат на топливо.
По материалам: asia.nikkei.com, icao.int, frequentflyers.ru, recyclemag.ru