В этой статье мы выясним как подружиться с коллегами? Нужно ли это в принципе и какие есть альтернативы? Важна ли атмосфера в рабочем коллективе, какой она должна быть и как к ней прийти? Насколько может быть и должна быть плодотворна работа и как на это влияет коллектив? Статья раскрыта в формате интервью журналисткой Светланой, респондентом выступает Дмитрий - офисный работник со стажем 12 лет, работавший в 7 организациях.
Светлана: "Дмитрий, Вы проработали 12 лет и за это время успели поработать в 7 организациях, что побуждало Вас менять своё рабочее место?"
Дмитрий: - Светлана, причины были разные в основном это низкий уровень заработной платы, декретные места или приостановление деятельности компаний.
Светлана: "А трудовой коллектив как-то влиял на смену работы или у Вас везде складывались дружеские отношения с коллегами?"
Дмитрий: - Конечно были и такие места из которых хотелось просто бегом бежать из-за атмосферы в коллективе, но я человек женатый и с детьми, поэтому принятие импульсивных решений не для меня.
Светлана: "Так у Вас в конечном итоге получалось со всеми подружиться или Вы просто терпели угнетающую атмосферу в коллективе?"
Дмитрий: - В основном у меня получалось подружиться, а если этого не происходило, то получалось выдерживать нейтралитет, чтобы ни я, ни меня никто не угнетал.
Светлана: "Давайте перейдем к теме интервью. Как Вы полагаете какие должны быть отношения в рабочем коллективе - дружеские, компромиссные, нейтральные или равнодушные? И почему?"
Дмитрий: - Тут как говориться "в чужой монастырь со своим уставом не ходят", то есть всегда надо поступать по ситуации. Если Вы пришли в новый коллектив, то не стоит навязывать каких-то правил, в первую очередь необходимо присмотреться к коллегам. Я всегда придерживаюсь правила максимальной взаимопомощи, суть заключается в том, что придя на новое место ты практически ничего не знаешь и чем больше тебе помогут, тем плодотворней ты сможешь работать, а максимальная взаимопомощь присуща только друзьям, поэтому всегда нужно делать ставку на дружбу. Но в то же время не стоит сломя голову бросаться всем на помощь, потому как подавляющее большинство коллег примут твою помощь, а своей в ответ не предложат, а когда ты перестанешь им помогать они ещё на тебя и обидятся.
Светлана: "Как же тогда завести друзей на новом рабочем месте?"
Дмитрий: - Я стараюсь найти коллег готовых дружить и варианта поиска у меня два. Первый, это ведя разговор по рабочим вопросам ненавязчиво узнавать бытовые интересы коллеги и на этой почве начинать дружеское общение. Второй, это опять же ненавязчиво задавать вопросы не по работе, а с целью выявить бытовые интересы. Суть обоих вариантов сводится к поиску общих интересов, которые можно найти практически у любого человека. Я заметил, что дружба в принципе всегда сводится к разговорам на общие темы, что в дальнейшем перетекает в общие дела и совместный досуг.
Светлана: "Я думаю Вы сейчас больше описываете ситуации, когда атмосфера в коллективе нормальная или близка к таковой, а если Вы приходите в коллектив, где люди просто не могут друг друга терпеть и постоянно ссорятся и подружившись с одним Вы непременно разгневаете другого. Как быть в этой ситуации?"
Дмитрий: - Бывали в моем опыте и такие ситуации. Здесь я предпочитаю отбросить эмоции и посмотреть вглубь проблемы. Обычно может быть две причины, первая это рабочая, то есть когда люди не поделили обязанности и постоянно пытаются их передать, а вторая, личная, когда одного просто что-то сильно раздражает в другом. Моё поведение будет зависеть от того, по какой причине они не ладят. Если причина в работе, то я пытаюсь выяснить точку зрения обоих и отчасти выступить в роли миротворца, именно эта роль миротворца не позволит ни одному из них на меня злиться, даже если я заведу дружбу с оппонентом. Если причина в личном отношении, то я пытаюсь выяснить что именно вызывает раздражение. Случалось и так, что оппонент просто недопонимал причину раздражения коллеги и никак не менял своих привычек, но узнав причину без труда устранял её. В большинстве же случаев эти индивидуальные раздражающие качества не поддавались изменениям и мне удавалось успокоить раздражённого коллегу и тем самым нормализовать отношения. А смысл раздражаться, если это раздражение ничего не изменит.
Светлана: "Как же Вам удавалось втираться в доверие? И когда Вы успевали и работать и решать чьи-то проблемы?"
Дмитрий: - Здесь как раз и кроется самое главное заблуждение большинства людей. В наше время вызвать доверие не составляет большого труда, достаточно просто быть нормальным и уметь слушать собеседника. Все так заняты собой, что их не интересуют проблемы окружающих, но и окружающих не интересуют их проблемы, а когда просто начинаешь слушать, то человек просто шокирован, что кому-то не безразличны его проблемы. Когда я успевал работать, решая чужие проблемы? Это тоже большое заблуждение, потому как проблемы в рабочем коллективе непременно снижают работоспособность всего коллектива, они утомляют, отвлекают и раздражают. В результате сильно падает работоспособность. Поэтому разрешая проблемы я в разы увеличивал работоспособность всего коллектива.
Светлана: "Интересная точка зрения. А что делать, если нет видимых общих интересов, да и искать их не особо хочется?"
Дмитрий: - Сейчас у меня именно такое рабочее место. Нельзя сказать, что присутствуют какие-то конфликты, но и дружескими такие отношения не назовешь, так сказать все держат нейтралитет. Я не вижу в этом ничего плохого, но конечно эффективность в работе страдает. Тут в принципе есть универсальный инструмент, это улыбка и доброжелательность. Иногда в этом нейтралитете люди полностью забываются и позволяют себе негативные эмоциональные высказывания и тут ни в коем случае нельзя резко и эмоционально их прерывать, а лишь улыбнуться и по доброму перевести разговор в мирное русло.
Светлана: "И что, Вам когда-то это помогало сдружиться?"
Дмитрий: - Да, Вы знаете, это все равно, что подготовить почву перед посадкой, может быть ты и ничего не посадишь, но если посадишь, то непременно будет урожай. Я отчётливо помню случай в университете, когда мы практически не общались с одни из моих одногруппников, но оба были хорошего мнения друг о друге и так случилось, что в один из дней нам было по пути домой, а кроме нас двоих никто не шёл и диалог завязался сам собой и тут моего собеседника как будто осенило, он удивленно спросил - а почему мы раньше не общались, у нас много общего. С того самого момента мы стали друзьями. На работе со мной также случались такие истории, но они были менее яркими.
Светлана: "Дмитрий, а случались ли в Вашей жизни такие ситуации, когда трудовые коллективы, даже в рамках одного кабинета насчитывали 10 и более человек и все они были настолько разные и раздраженные друг другом, что не было ни сил ни желания разбираться в их проблемах? Как выходить из таких ситуаций?"
Дмитрий: - Бывало и такое в одном из банков, а в банках, по моим наблюдениям, работают самые властные и сложные женщины. И я как раз был одним мужчиной среди 9 женщин. Это был пожалуй самый сложный мой коллектив и в нём я выбрал тактику максимальной открытости и минимальной инициативности, потому как в этом коллективе все были очень инициативные и закрытые и я послужил своеобразным громоотводом и это сработало. Поначалу все очень удивлялись, что я всем помогаю несмотря на то, что могу быть занят или могут попросить сразу два человека, или могут просить о помощи так часто, что просто выводит, но я был спокоен и помогал каждой девушке. И спустя примерно месяца 3 я заметил, что сами девушки начали меняться, они стали сами друг другу помогать и общаться, то есть на моём примере они поняли, что моё поведение абсолютно нормально и даже более того, оно гораздо эффективней в работе.
Светлана: "Здорово! А что если Вы не новичок, а к Вам в коллектив приходит новенький? Как себя вести в такой ситуации? Или даже, если Вы работали один в отделе, а к Вам в помощь берут сразу трёх новеньких?"
Дмитрий: - Таких ситуаций со мной, пожалуй, не случалось. Но я сам принимал на работу новеньких и ко мне в отдел брали новеньких. Здесь для меня всё просто, в этих случаях сам задаешь тон общения. Поначалу я всегда старался держать официальность и не идти на сближение первый месяц или даже три месяца, т.к. непонятно, что ожидать от человека, ты можешь ему рассказать какой-нибудь рабочий момент, а он его перевернет и высмеет тебя перед другими коллегами. После хотя бы месяца общения уже становится понятна сущность человека и можно уже дружить или выдерживать нейтралитет. Иногда случалось и такое, что я считал своим долгом предупредить новеньких о предстоящих ловушках своих коллег. Так один мой, теперь уже, друг очень отчетливо помнит, как начинал со мной работать и что я единственный, кто ему сразу озвучил чего ждать от каждого коллеги из отдела и эта информация очень помогла ему в работе, фактически благодаря ей он и смог проработать больше испытательного срока.
Светлана: "Давайте подытожим. В рабочем коллективе должны преобладать дружеские отношения для максимальной эффективности в работе. Также допустимы нейтральные отношения, но при этом снижается и эффективность в работе. Подружиться с коллегами можно благодаря общим интересам, которые безусловно есть, если поискать. Если у коллег есть раздражение друг к другу необходимо выяснить причины и устранить их, либо убедить не обращать на это внимания. Заслужить доверие можно, будучи нормальным и умея слушать собеседника. Если коллектив большой и разносторонний необходимо самому стать клеем между всеми, благодаря личному примеру, улыбке и доброжелательности. К новеньким нужно относиться с осторожностью и сближаться постепенно, при этом стараясь максимально помогать. Я всё правильно поняла?"
Дмитрий: - Думаю да. Можно ещё добавить про плодотворность в работе. Чтобы работа была плодотворной она должна быть интересной и хорошо оплачиваемой и в достижении этих целей также должен помогать трудовой коллектив!
Светлана: "Дмитрий, спасибо за ещё одну увлекательную статью!"