Найти тему
МАКреатив

Логический анализ идеологических парадигм

Оглавление

(1) Идеологическая паради́гма (от др.-греч. «шаблон, пример, образец») - это определённый набор концепций или шаблонов мышления, основанных на теориях (которые могут быть как гипотезами - утопия/антиутопия, так и научно доказанными для выбранного набора аксиом фактами - человек есть результат эволюции), методах исследования (научный/религиозный/эмоционально-эмпирический), постулатах (аксиомах/чувствах) и стандартах (минимальное качество жизни в современном мире должно удовлетворять не только потребности в выживании и безопасности, но и.../осуществившие суицид не попадают в рай), в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения, следствия, цели и способы их достижения индивидом/нацией/государством/цивилизацией/человечеством и, определяют главный смысл их жизни/существования в их достижении, обращается сторонниками к существующим группам населения для создания новых групп/возвращения старых/изменения баланса сил в существующих.

Из (1) следует, что существуют отличия идеологии от личной/гражданской позиции (2), когда "я так считаю/мне так нравится", но обращения к группам населения не происходит - "другие могут думать иначе/пусть сами придут к такому мнению", даже по отношению к группам, к которым принадлежит эта личность/гражданин/индивид.

Таким образом, из (1) следует, что идеология не может существовать без

агитации, а также что для каждого множества совокупности непротиворечивых утверждений можно сформировать соответствующую идеологию, однако, (3) на практике наибольшую популярность и живучесть приобретают те, что представляют важные интересы тех или иных групп населения, оказывают сильное воздействие на их чувства и чья агитация успешнее. Из неравнораспределённости по мощности/популярности (3) следует, что можно выделить основные/магистральные/главенствующие направления идеологий. Такими можно назвать 19 следующих: патриотизм, демократические идеи, этатизм, анархизм, пацифизм, консерватизм, либерализм, фашизм, социализм, капитализм, расизм, нацизм, национализм, ксенофобия, гуманизм, феминизм, маскулизм, меритократия, протестантизм, католицизм, буддизм, исламизм. Давайте разберём парочку из них:

Патриотизм

Основывается на эффекте знакомства, который порождает (4) чувство привязанности к стране, в которой родился и проживает индивид и проживали его предки, и соответствующему народу (вне зависимости от государств, форм правления и проводимой политики в различные времена - "не Империя, СССР или РФ, а Россия, включая все эти периоды и Русь") - так, например, патриотичный немец так же любит Пруссию, как и ФРГ, ГДР и Германию. Однако, этим патриотизм не ограничивается - это чувство/любовь (4) порождает другое чувство - (5) гордость объективными военными достижениями своей страны, объективными достижениями науки, техники и

-2

спорта, другими объективными достижениями и любимыми вещами, которое в свою очередь подталкивает к

-3

(6) демонстрации, распространению и скандированию символики, названия, героев и всего, что связано со страной - "берёза, Пушкин, Достоевский, Жуков, Россия! Россия! Россия!" и определяют (7) личные жертвы ради родины, как однозначно хорошие/правильные поступки.

Далее пути мышления и поведения расходятся: одни (4.1) продолжают (IV) и (V) на всё, что связано со страной - культуру, политику, спорные достижения, историю и т.д, другие же (4.2) это всё анализируют (возможно с наличием дополнительных привязанностей и эмоций), частично критикуют, частично любят и поддерживают, и стремятся изменить к субъективному лучшему. (4.1) называют слепым/символическим/эмоциональным/инстинктивным/квасным/ура патриотизмом, (4.2) - гражданским/проактивным/конструктивным. Как видно, из этих постулатов у слепого патриотизма чувства (4) и (5) - шире/больше, а при (4.2) - точнее и при том ещё есть побуждение к действию - стремление сделать лучше. Однако, если будет настоящая/мнимая угроза сложившемуся порядку вещей чего-либо в стране, то (4.1) также побуждает/призывает к (8) консерватизму и (9) единению всех граждан страны против этих угроз. В таком случае (учитывая что здесь употребляются термины чего-либо и мнимая - почти всегда) слепой патриотизм называют реактивным. С другой стороны при (4.2) наоборот отвергается (7) и (8) ради реформ/революции (перемен требуют наши сердца). Таким образом патриотизм, как мы увидим далее, может являться основанием для всех (совершенно разных) политических идеологий и делится на две противостоящих группы. В России с 1830-40х это противостоящие идеологии западников и славянофилов. В 1917-1930х временно преобладал единый космополитический патриотизм. После развала СССР эта идеология была не очень популярна, однако в последнее время всё больше набирает обороты - с 30% в 2006 до 78% в 2017.

Если подставить вместо понятия страны понятие - человечество, государство, империя, этнос, нация, город, род, семья, предки и вообще любой хорошо знакомый объект - то получатся следующие идеологии - космополитизм, государственный/этатический патриотизм, имперский патриотизм, этнический патриотизм, национальный патриотизм, городской/полисный патриотизм, родовой, семейный и отеческий патриотизм соответственно. С теми же разделениями и выводами, за исключением одного слова - страна/родина.

Демократия

После второй мировой, мир всё больше поддерживает демократию в государстве.
После второй мировой, мир всё больше поддерживает демократию в государстве.

Демократия - это не идеология, а политическая система, форма правления, однако она зиждется на уникальной идеологии. Уже в античности народовластие было предметом философских размышлений.

Идея демократии предполагает (10) наличие некоторого общества, где каждый член одинаково компетентен для участия в управлении этим обществом и обладает необходимыми знаниями о том, какой политический выбор позволяет ему защитить свои интересы наилучшим образом. Однако, до 20 века было естественным, что вредно чтобы в это общество входило большинство членов всей структуры. Принятие политических решений в соответствии с данным принципом требует, чтобы все члены этого общества имели равные и эффективные возможности: (11) сообщать свои политические взгляды другим (свобода слова), однако нужно различать политические взгляды от оскорблений, (12) получать сведения из разных источников (в идеале демократии - в том числе и из секретных источников) об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях (свобода информации), (13) участвовать в окончательном выборе решения путём равного голосования (выборные права). Однако, идеальная демократия невозможна по причине того, что по сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в
крупных единицах представительных форм правления (то есть выбор элит)

Несмотря на очевидные уязвимости этих допущений, сторонниками этих идей они преподносятся как меньшее из зол, во имя достижения главной цели - (16) ограничение произвола и злоупотреблений властью. Таким образом в структурах, созданных с целью осуществления власти (армия, органы исполнительной власти, принудительное здравоохранение и перевоспитание) этот принцип не подходит и являются абсурдным. Однако, если структура создана с другой целью - например, объединение усилий во имя общей цели, то эта идея становится крайне привлекательной для большинства и менее привлекательной для лидеров структуры, если таковые имеются. Таким образом, эта идеология в основном о мнении по правам группы граждан и подразделяется на эгалитарную, где (14) группа является большинством во всей структуре либо элитарную, где (15) она явлется её элитой. При этом, определение элиты делит элитарную демократию ещё на олигархическую, где (17) каждый в группе, наделённой такими правами, должен иметь в собственности крупный капитал, авторитарную, где (18) каждый в группе, наделённой такими правами, должен иметь достаточный авторитет в структуре и на многие другие. Однако, даже эгалитарная демократия зачастую не является прямой (как, например, в Швейцарии), а делегирует принятие решений выборным лицам, так или иначе составляющим элиту, непосредственно принимающей решения.

На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю, а, согласно современным взглядам, все или почти все взрослые должны быть полноправными гражданами в вышеописанном демократическом смысле.

Однако, на деле для достижения цели (16), прав (11), (12) и (13) бывает недостаточно.