Не так часто, но всё же вероятно, на сети железных дорог можно встретить пассажирские поезда в которые включены почтовые вагоны. А ещё реже на глаза может попасться целый состав, который состоит из почтово-багажных вагонов. Что внутри таких вагонов? Есть ли в таком вагоне проводник? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.
История развития почтового сообщения по железным дорогам
Почтовые вагоны предназначаются для перевозки почты и багажа в особо крупных объемах на дальние расстояния. Первую в мировой практике перевозку почты осуществило почтовое ведомство Великобритании в 1830 году. А 6 января 1838 года в Англии представили первый почтовый вагон. Ничего особенного такой вагон из себя не представлял, обычный вагон для перевозки скота, правда, его немного видоизменили под новые цели. Пройдет время, и начиная с 1838 года введут первые регулярные рейсы почтовых вагонов между Лондоном и Бирмингемом. Почту тогда сортировали прямо во время движения поезда. Такая практика перевозки почтовых отправлений распространится и на другие страны.
В нашей же стране почтовое сообщение по средствам железных дорог появилось в 1861 году. Тогда проводники почтовых вагонов подбирали почту на каждом полустанке и сортировали коренспонденцию в пути следования. Уже к 1903 году в царской России насчитывалось порядка 600 почтовых вагонов.
Время шло незамедлимо вперед, количество писем и посылок неизбежно росло и уже во времена советской эпохи, с 1959 по 1965 г.г. в эксплуатацию вводится около 1200 почтовых вагонов, а на конец 70-х годов парк таких вагонов насчитывает 3,5 тысяч подвижных единиц.
С приходом XXI века количество отправляемой корреспонденции заметно снизилось, но объемы почты, которые может перевезти почтово-багажный вагон, позволяют вагонам данного типа оставаться в тренде железнодорожных перевозок, хотя и не в таком объеме как раньше.
Какие бывают почтовые вагоны?
Почтовые вагоны бывают разных модификаций и моделей, рассмотрим самые распространенные модели и заглянем во внутрь.
Вагоны моделей 22СБ, 22СБм прародители всех современных почтовых вагонов, выпускались они с 1964 по 1970 г.г.. За ними следовали вагоны модельного ряда 61-505, были выпущены в 1971–1979 годах Ленинградским вагоностроительным заводом имени Егорова.
Все вышеперечисленные вагоны стали основой для создания вагона модели 61-516. Модель этого вагона производилась на том же заводе с 1981 по 1992 г.г. Модель почти полностью унаследствовала планировку вагонов 22СБ и 61-505, за исключением некоторых особенностей.
ЗАО "Вагонмаш" с 2005 года выпускал современные почтово-багажные вагоны модели 61-531.
В 2009 году ОАО "Торжокский вагоностроительный завод" осваивает выпуск вагонов серии 61-906. Данные вагоны заимствовали основной конструктив с предыдущих серий, с виду их отличить совсем непросто.
А теперь пришло время познакомиться с современным почтово-багажным вагоном, который был представлен в 2015 году на Тверском вагоностроительном заводе, он имеет следующую планировку:
Но в наше время почту в пути следования уже никто не сортирует, писем всё меньше, а посылок всё больше. Поэтому конструктора представили модель вагона “загрузил и поехал”. В таком вагоне нет спланированного места для “проживания” персонала. Такая планировка может наталкивать на мысль об эксплуатации в составе сцепа: вагон без места для персонала плюс вагон с таковым местом.
Почтовые вагоны изнутри
После того как мы познакомились с историей развития почтового сообщения, пора посмотреть в каких условия путешествует почта.
Теперь переместимся в советское время и заглянем в самые недра вагонов серии 61-516.
Конечно, такие вагоны уже устарели, посмотрев на фото выше становиться понятно, что особо комфортных условий для проживания в вагонах не было. Новые вагоны, конечно, основываются на опыте прошлых лет, но отличаются особыми условиями для проживания и работы проводников, а также некоторыми техническими данными. Заглянем и посмотрим на хранение почтовых отправлений и грузов в новом вагоне серии 61-4505.
После изучения вышеизложенных фотографий стало понятно, что грубо говоря, багажный вагон из себя представляет обычный пассажирский вагон, только без купе и полок, вместо этого в таких вагонах огромные помещения для хранения грузов.
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
А как считаете вы, работа проводником в почтовом вагоне трудна? Смогли бы вы проехать от Москвы до Владивостока в таком вагоне? И какой вагон вам приглянулся больше всего? Пишите свои мысли в комментарии под этой статьей, нам будет интересно узнать ваше мнение.
Будем благодарны, если Вы поставите лайк и поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации.