Мнение Андрея Тарковского как режиссера-новатора, автора культовых фильмов и признанного гения кинематографа об окружающем мире, коллегах, произведениях искусства всегда привлекало заслуженное внимание. Но одновременно современники отмечали сложность его характера, категоричность в оценках. Тем интереснее почитать цитаты Тарковского, где он высказывается о фильмах, режиссерах, событиях.
О Стэнли Кубрике:
«Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне приходилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как С. Кубрик) называют свои фильмы предвидениями. Невероятно! Я уже не говорю, что для специалистов «2001 год: Космическая одиссея» во многих пунктах липа. Для произведения искусства липа должна быть исключена. Мне бы хотелось так снять «Солярис», чтобы у зрителя не возникало ощущения экзотики. Конечно, экзотики технической».
«В Венеции я видел англо-американский фильм «Лолита». Он рассказывает о любви между 40-летним человеком и 12-летней девочкой. Картина пуста от начала до конца, на ее просмотре не испытывал никаких чувств, кроме подавленности и отвращения. Кино будущего непременно должно уйти от пустоты».
O Вуди Аллене:
«Пытались с Лорой (Лора Гуэрра, жена сценариста Тонино Гуэрры) смотреть в кино фильм В. Аллена «Манхэттен». Ушел после первой половины. Нудно до безобразия, и страшно необаятельный актер, который хочет казаться неотразимым».
О Луисе Бунюэле:
«Видел фильм Бунюэля — забыл название (Да! „Тристана“) — очень плохо; о женщине, которой ампутируют ногу и которой иногда снится колокол с головой ее мужа-отчима вместо языка; нечто несусветно пошлое. Бунюэль часто позволяет себе подобные падения».
О «Терминаторе» Джеймса Кэмерона:
«…его видение будущего и отношения между человеком и его судьбой раздвигают границы кино как искусства»
Об Александре Довженко:
«Потрясающий режиссер. И в том немом периоде кино он делал чудеса, с моей точки зрения. Поэтический кинематограф».
О Робере Брессоне:
«Брессон меня всегда потрясал и притягивал своим аскетизмом. Мне кажется, он единственный режиссер в мире, который достиг абсолютной простоты в кинематографе. Так, как в музыке это сделал Бах, в живописи – Леонардо, как писатель – Толстой».
О Микеланджело Антониони:
«Произвел на себя неизгладимое впечатление своими картинами, и в большей степени – «Приключением». Там я понял, что действие в кино весьма условно. Практически у Антониони в фильмах ничего не происходит.
О Федерико Феллини:
«Филлини я люблю за его доброту, за его любовь к людям. За его простоту и дивную интонацию. Не то что популярность, а этакую человечность».
О Жане Виго:
«С нежностью вспоминаю и с благодарностью о Виго, который является, по-моему, отцом нынешнего французского кинематографа – сначала «новой волны», потом того, что эта волна выбросила, так сказать, на берег. Виго породил французское кино, и, к сожалению, никто не смог пойти дальше».