В подписке Okko — драма «Свинья» с Николасом Кейджем. Этот фильм окончательно вывел актера из подполья малобюджетных боевиков и хорроров, в котором он застрял с середины 2010-х. Объясняем, почему возвращение кумира закономерно и как Кейдж научился жить в статусе звезды-мема.
18+
Безымянный племянник Фрэнсиса Форда Копполы
Судьба Кейджа была предопределена задолго до его рождения. Отец — профессор литературы, мать — танцовщица и хореограф, дедушка — композитор, а дядя — и вовсе легендарный режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола. У Николаса не оставалось другого выбора, кроме как стать артистом. Вместе с папой он смотрел европейское кино и классику немецкого киноэкспрессионизма. В частности, «Носферату» — важнейшую картину в жизни Кейджа, которой актер будет вдохновляться при работе над «Поцелуем вампира».
Мать, в свою очередь, не только повлияла на отношение мальчика к хореографии (все перфомансы звезды отличаются особой «телесностью», умением двигаться в такт персонажу), но и на его восприятие реальности. Женщина лечилась от шизофрении и нередко разговаривала со стенами: тогда-то юный Николас и начал осознавать всю фантасмагоричность жизни.
В титрах своих первых работ Николас указан как Коппола. В дальнейшем актер поменял звездную фамилию, чтобы избавиться от лишнего давления. А вдохновением для псевдонима послужил комикс о Люке Кейдже, непробиваемом суперсолдате из вселенной Marvel. Этот выбор неслучаен: Николас — истинный гик, который не только собирает, но и выпускает графические романы: вместе с сыном он издал серию книг Voodoo Child в стилистике луизианской мистики.
Уже спустя пару дебютных ролей карьера бывшего Копполы резко пошла в гору. Не все картины с его участием становились кассовыми хитами, но уже тогда критики отмечали их выдающийся потенциал. Среди особо заметных ранних работ — «Бойцовская рыбка» дяди Фрэнсиса Форда, «Во власти Луны» Нормана Джуисона, «Птаха» Алана Паркера и «Воспитание Аризоны» братьев Коэн. В последних двух успел сформироваться полюбившийся образ Кейджа: потерянного и одинокого американца. Позже этот типаж переоткроют Дэвид Линч в «Диких сердцем» и Мартин Скорсезе в «Воскрешая мертвецов». У одного актер играл инфернального бунтаря в стильной кожанке, а у другого — парамедика на грани нервного срыва. Как оказалось, никто не сходит с ума так завораживающе, как Николас Кейдж.
Актер театра кабуки
Для многих Николас Кейдж — всего лишь мем; голливудский пранк, вышедший из-под контроля. На YouTube бродят видео с нарезками самых диких перфомансов артиста, а пользователи Reddit иронично называют звезду божеством. Такое отношение фанатов связано со стилем игры Кейджа, который он сам связывает с актерским экспрессионизмом или западным кабуки. Первый термин восходит ко временам немого кинематографа, когда артисты задействовали только мимику и хореографию тела для выражения чувства персонажа. А второй отсылает к японскому театру: его публика должна была принять условность и нереалистичность декораций и грима, чтобы проникнуться историей.
Кейдж заставляет персонажей вести себя откровенно глупо и тем самым эмоционально оголяет их перед зрителями: в беготне, криках и истеричном смехе раскрываются истинные чувства. С одной стороны, это смущает публику, которая привыкла к сдержанной голливудской манере игры. С другой — приближает протагонистов к реальности и ее беспорядочному калейдоскопу эмоций. Ведь в настоящей, а не экранной жизни наши реакции и мысли могут быть такими же беспорядочными, неправильными, дикими.
Вероятно, впервые этот метод актер испробовал в фильме «Поцелуй вампира» — комедийном хорроре в духе «Американского психопата» об уродливой изнанке капитализма. Офисный менеджер Питер думает, что стал вампиром, и постепенно сходит с ума в оглушающем шуме большого города. Именно этот фильм подарил нам знаменитый мем с лицом Кейджа: изображение мужчины с выпученными глазами и злобной саркастичной улыбкой. Правда, в картине хватало и других сумасшедших эпизодов: в одном кадре актер ходит в окровавленной рубашке с осиновым колом по всему Нью-Йорку, а в другом ложится в самодельный гроб из-под дивана. Удивительно, но именно абсурдные «переигрывания» помогали понять агонию больного сознания героя.
И даже когда Кейдж стал звездой голливудского масштаба, это не помешало ему практиковать свой метод в свете многомиллионных софитов. В «Без лица» Джона Ву он изобразил сразу двух человек: в том числе и персонажа Джона Траволты, укравшего лицо у спецагента. Сцены, где Николас поет в церкви или невротично хохочет целую минуту, стали такими же культовыми, как и мемные эпизоды из «Поцелуя вампира».
В «Покидая Лас-Вегас» Кейдж исполнил роль мужчины с алкогольной зависимостью: благодаря его игре шаблонная душеспасительная драма превратилась в депрессивную трагедию о помутнении рассудка. За эту роль он получил свой первый и, скорее всего, последний «Оскар». И даже первый «Призрачный гонщик», который стоил больше 100 миллионов долларов, отмечен экспериментом Кейджа: актер сказал, что при подготовке вдохновлялся картиной «Крик» Эдварда Мунка!
Талант Кейджа ценят даже оскароносные классики. Например, Мартин Скорсезе сравнил стиль актера с игрой Лона Чейни, звезды немого кино. А Дэвид Линч назвал Николаса джазменом — ведь он творит так же интуитивно-хаотично, как музыкант.
Человек большой души и гигантского эпатажа
Современные медиа делают из Кейджа посмешище. То распространят видео, в котором звезда неловко поет в караоке, то разнесут новости о его пьяных выходках (например, свадьбе в Вегасе, которая закончилась разводом спустя четыре дня). Отчасти в этом виноват сам актер: в юности он позволял себе дерзкие перфомансы не только на сцене, но и в реальной жизни. Скажем, снимал футболку прямо на интервью. Так он хотел закрепить за собой образ безумца, в чем, без сомнений, в конце концов весьма преуспел.
Не сказать, чтобы в XXI веке актер отбросил эпатаж. На встречи с журналистами он может прийти в костюме кунг-фу, а значимую часть беседы рассказывать о своем домашнем вороне Хугине. Однако в повседневности Кейдж стал гораздо спокойнее. Да и к жизни уже относится по-философски: избегает соцсетей и любит проводить время в пустыне Мохаве.
За последние 12 лет Кейдж успел пережить смерть отца, период на грани банкротства (отчасти именно поэтому он часто играл во второсортных проектах) и разрыв отношений с большими студиями. Теперь он ухаживает за матерью и платит десятки тысяч долларов, чтобы она не оказалась в психиатрической лечебнице. А свободное время предпочитает уделять жене Рико Шибате, уже выросшим детям и домашним животным.
Однако Кейдж — настоящий добряк и вне близкого круга общения. В интернете ходят истории пользователей о том, как он оплачивал билеты домой фанатам. А пресса каждый год рассказывает о миллионах долларов, которые Николас тратит на благотворительность. Кстати, именно Кейдж посоветовал Джонни Деппа своему агенту и дал парню путь в большое кино.
Кроме того, участием в малобюджетных фильмах он спонсирует молодых режиссеров. Как правило, дебютантам не дают много денег на первые проекты, однако появление Николаса в списке артистов заметно повышает заинтересованность продюсеров. Вполне возможно, что без Кейджа мы бы не увидели «Мэнди», «Свинью», «Страну чудес Вилли» и многие другие необычные жанровые работы последних лет.
Как Кейдж снова стал великим
С середины 2000-х Кейдж заплутал в малобюджетном треше. В «Плетеном человеке» он бил женщин, одевшись в костюм медведя, а в «Призрачном гонщике 2» мочился огнем — зрители не могли оставить без внимания такие эксцентричные, но сомнительные номера. А удачные работы этого же периода (Кейдж снимался у Херцога в «Плохом лейтенанте» и у Пола Шредера в «Умирающем свете») меркли на фоне хорроров про призраков и гигантских плотоядных тигров.
Ренессанс карьеры случился после выхода «Мэнди» (2017) Паноса Косматоса. В этом неоновом галлюциногенном хорроре Николас сыграл мужчину, чью жену убили сектанты. Его герой выходил на тропу войны, предварительно впав в алкогольное и наркотическое опьянение, после чего жестоко мстил обидчикам. Метод актера идеально вписался в стилистику фильма: хотя Косматос снимал кино об утрате и скорби, его дебют отличался черным юмором и (почти буквально) вырвиглазным насилием.
Спустя 4 года, в 2021-м, на экраны вышла «Свинья» — печальная драма об одиночестве. Кейджа было трудно узнать за густой бородой и длинными волосами. Да и его безумие куда-то улетучилось: на этот раз актер сыграл очень сдержанную роль отшельника, который отправляется на поиски украденной свиньи. Персонаж Николаса возвращался в большой город, откуда когда-то бежал, пытаясь скрыться от фальши и популярности. Конечно, в этой истории угадывается судьба самого Кейджа — знаменитости, бросившей большую индустрию ради независимого и незаметного кино. По признанию Кейджа, этот проект станет для него переходным: он начнет более внимательно выбирать роли и попробует вернуться к меланхоличным потерянным персонажам.
Кейдж сложно относился к тому, что стал мемом. Когда-то ему казалось, будто смешные картинки обесценивают не только метод игры, но и само отношение к жизни. Однако фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта» демонстрирует, что актер не боится самоиронии. В этом комедийном боевике Кейдж играет самого себя: неудачливую голливудскую звезду в постоянном поиске денег. Николас (персонаж, а не реальный человек) соглашается поехать на день рождения к своему фанату — богатому бизнесмену, которого играет Педро Паскаль. Однако вскоре актер узнаёт, что его клиент — глава наркомафии. Теперь Кейджу нужно не только вылезти из панциря, в который он спрятался от настоящей жизни, но и стать героем дня, каким он не был со времен дорогих блокбастеров. Что это, если не идеальное прощание со своими старыми травмами, проблемами и страхами?