Найти тему
Okko

Как Николас Кейдж снова оказался в моде

В подписке Okko — драма «Свинья» с Николасом Кейджем. Этот фильм окончательно вывел актера из подполья малобюджетных боевиков и хорроров, в котором он застрял с середины 2010-х. Объясняем, почему возвращение кумира закономерно и как Кейдж научился жить в статусе звезды-мема.

18+

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта», реж. Том Гормикэн, 2022
Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта», реж. Том Гормикэн, 2022

Безымянный племянник Фрэнсиса Форда Копполы

Судьба Кейджа была предопределена задолго до его рождения. Отец — профессор литературы, мать — танцовщица и хореограф, дедушка — композитор, а дядя — и вовсе легендарный режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола. У Николаса не оставалось другого выбора, кроме как стать артистом. Вместе с папой он смотрел европейское кино и классику немецкого киноэкспрессионизма. В частности, «Носферату» — важнейшую картину в жизни Кейджа, которой актер будет вдохновляться при работе над «Поцелуем вампира».

Кадр из фильма «Птаха», реж. Алан Паркер, 1984
Кадр из фильма «Птаха», реж. Алан Паркер, 1984

Мать, в свою очередь, не только повлияла на отношение мальчика к хореографии (все перфомансы звезды отличаются особой «телесностью», умением двигаться в такт персонажу), но и на его восприятие реальности. Женщина лечилась от шизофрении и нередко разговаривала со стенами: тогда-то юный Николас и начал осознавать всю фантасмагоричность жизни.

В титрах своих первых работ Николас указан как Коппола. В дальнейшем актер поменял звездную фамилию, чтобы избавиться от лишнего давления. А вдохновением для псевдонима послужил комикс о Люке Кейдже, непробиваемом суперсолдате из вселенной Marvel. Этот выбор неслучаен: Николас — истинный гик, который не только собирает, но и выпускает графические романы: вместе с сыном он издал серию книг Voodoo Child в стилистике луизианской мистики.

Кадр из фильма «Воскрешая мертвецов», реж. Мартин Скорсезе, 1999
Кадр из фильма «Воскрешая мертвецов», реж. Мартин Скорсезе, 1999

Уже спустя пару дебютных ролей карьера бывшего Копполы резко пошла в гору. Не все картины с его участием становились кассовыми хитами, но уже тогда критики отмечали их выдающийся потенциал. Среди особо заметных ранних работ — «Бойцовская рыбка» дяди Фрэнсиса Форда, «Во власти Луны» Нормана Джуисона, «Птаха» Алана Паркера и «Воспитание Аризоны» братьев Коэн. В последних двух успел сформироваться полюбившийся образ Кейджа: потерянного и одинокого американца. Позже этот типаж переоткроют Дэвид Линч в «Диких сердцем» и Мартин Скорсезе в «Воскрешая мертвецов». У одного актер играл инфернального бунтаря в стильной кожанке, а у другого — парамедика на грани нервного срыва. Как оказалось, никто не сходит с ума так завораживающе, как Николас Кейдж.

Актер театра кабуки

Для многих Николас Кейдж — всего лишь мем; голливудский пранк, вышедший из-под контроля. На YouTube бродят видео с нарезками самых диких перфомансов артиста, а пользователи Reddit иронично называют звезду божеством. Такое отношение фанатов связано со стилем игры Кейджа, который он сам связывает с актерским экспрессионизмом или западным кабуки. Первый термин восходит ко временам немого кинематографа, когда артисты задействовали только мимику и хореографию тела для выражения чувства персонажа. А второй отсылает к японскому театру: его публика должна была принять условность и нереалистичность декораций и грима, чтобы проникнуться историей.

Кадр из фильма «Дикие сердцем», реж. Дэвид Линч, 1990
Кадр из фильма «Дикие сердцем», реж. Дэвид Линч, 1990

Кейдж заставляет персонажей вести себя откровенно глупо и тем самым эмоционально оголяет их перед зрителями: в беготне, криках и истеричном смехе раскрываются истинные чувства. С одной стороны, это смущает публику, которая привыкла к сдержанной голливудской манере игры. С другой — приближает протагонистов к реальности и ее беспорядочному калейдоскопу эмоций. Ведь в настоящей, а не экранной жизни наши реакции и мысли могут быть такими же беспорядочными, неправильными, дикими.

Вероятно, впервые этот метод актер испробовал в фильме «Поцелуй вампира» — комедийном хорроре в духе «Американского психопата» об уродливой изнанке капитализма. Офисный менеджер Питер думает, что стал вампиром, и постепенно сходит с ума в оглушающем шуме большого города. Именно этот фильм подарил нам знаменитый мем с лицом Кейджа: изображение мужчины с выпученными глазами и злобной саркастичной улыбкой. Правда, в картине хватало и других сумасшедших эпизодов: в одном кадре актер ходит в окровавленной рубашке с осиновым колом по всему Нью-Йорку, а в другом ложится в самодельный гроб из-под дивана. Удивительно, но именно абсурдные «переигрывания» помогали понять агонию больного сознания героя.

Кадр из фильма «Поцелуй вампира», реж. Роберт Бирман, 1988
Кадр из фильма «Поцелуй вампира», реж. Роберт Бирман, 1988

И даже когда Кейдж стал звездой голливудского масштаба, это не помешало ему практиковать свой метод в свете многомиллионных софитов. В «Без лица» Джона Ву он изобразил сразу двух человек: в том числе и персонажа Джона Траволты, укравшего лицо у спецагента. Сцены, где Николас поет в церкви или невротично хохочет целую минуту, стали такими же культовыми, как и мемные эпизоды из «Поцелуя вампира».

В «Покидая Лас-Вегас» Кейдж исполнил роль мужчины с алкогольной зависимостью: благодаря его игре шаблонная душеспасительная драма превратилась в депрессивную трагедию о помутнении рассудка. За эту роль он получил свой первый и, скорее всего, последний «Оскар». И даже первый «Призрачный гонщик», который стоил больше 100 миллионов долларов, отмечен экспериментом Кейджа: актер сказал, что при подготовке вдохновлялся картиной «Крик» Эдварда Мунка!

Кадр из фильма «Призрачный гонщик», реж. Марк Стивен Джонсон, 2007
Кадр из фильма «Призрачный гонщик», реж. Марк Стивен Джонсон, 2007

Талант Кейджа ценят даже оскароносные классики. Например, Мартин Скорсезе сравнил стиль актера с игрой Лона Чейни, звезды немого кино. А Дэвид Линч назвал Николаса джазменом — ведь он творит так же интуитивно-хаотично, как музыкант.

Человек большой души и гигантского эпатажа

Современные медиа делают из Кейджа посмешище. То распространят видео, в котором звезда неловко поет в караоке, то разнесут новости о его пьяных выходках (например, свадьбе в Вегасе, которая закончилась разводом спустя четыре дня). Отчасти в этом виноват сам актер: в юности он позволял себе дерзкие перфомансы не только на сцене, но и в реальной жизни. Скажем, снимал футболку прямо на интервью. Так он хотел закрепить за собой образ безумца, в чем, без сомнений, в конце концов весьма преуспел.

Кадр из фильма «Страна чудес Вилли», реж. Кевин Льюис, 2021
Кадр из фильма «Страна чудес Вилли», реж. Кевин Льюис, 2021

Не сказать, чтобы в XXI веке актер отбросил эпатаж. На встречи с журналистами он может прийти в костюме кунг-фу, а значимую часть беседы рассказывать о своем домашнем вороне Хугине. Однако в повседневности Кейдж стал гораздо спокойнее. Да и к жизни уже относится по-философски: избегает соцсетей и любит проводить время в пустыне Мохаве.

За последние 12 лет Кейдж успел пережить смерть отца, период на грани банкротства (отчасти именно поэтому он часто играл во второсортных проектах) и разрыв отношений с большими студиями. Теперь он ухаживает за матерью и платит десятки тысяч долларов, чтобы она не оказалась в психиатрической лечебнице. А свободное время предпочитает уделять жене Рико Шибате, уже выросшим детям и домашним животным.

Кадр из фильма «Мэнди», реж. Панос Косматос, 2018
Кадр из фильма «Мэнди», реж. Панос Косматос, 2018

Однако Кейдж — настоящий добряк и вне близкого круга общения. В интернете ходят истории пользователей о том, как он оплачивал билеты домой фанатам. А пресса каждый год рассказывает о миллионах долларов, которые Николас тратит на благотворительность. Кстати, именно Кейдж посоветовал Джонни Деппа своему агенту и дал парню путь в большое кино.

Кроме того, участием в малобюджетных фильмах он спонсирует молодых режиссеров. Как правило, дебютантам не дают много денег на первые проекты, однако появление Николаса в списке артистов заметно повышает заинтересованность продюсеров. Вполне возможно, что без Кейджа мы бы не увидели «Мэнди», «Свинью», «Страну чудес Вилли» и многие другие необычные жанровые работы последних лет.

Как Кейдж снова стал великим

С середины 2000-х Кейдж заплутал в малобюджетном треше. В «Плетеном человеке» он бил женщин, одевшись в костюм медведя, а в «Призрачном гонщике 2» мочился огнем — зрители не могли оставить без внимания такие эксцентричные, но сомнительные номера. А удачные работы этого же периода (Кейдж снимался у Херцога в «Плохом лейтенанте» и у Пола Шредера в «Умирающем свете») меркли на фоне хорроров про призраков и гигантских плотоядных тигров.

Кадр из фильма «Плохой лейтенант», реж. Вернер Херцог, 2009
Кадр из фильма «Плохой лейтенант», реж. Вернер Херцог, 2009

Ренессанс карьеры случился после выхода «Мэнди» (2017) Паноса Косматоса. В этом неоновом галлюциногенном хорроре Николас сыграл мужчину, чью жену убили сектанты. Его герой выходил на тропу войны, предварительно впав в алкогольное и наркотическое опьянение, после чего жестоко мстил обидчикам. Метод актера идеально вписался в стилистику фильма: хотя Косматос снимал кино об утрате и скорби, его дебют отличался черным юмором и (почти буквально) вырвиглазным насилием.

Кадр из фильма «Свинья», реж. Майкл Сарноски, 2021
Кадр из фильма «Свинья», реж. Майкл Сарноски, 2021

Спустя 4 года, в 2021-м, на экраны вышла «Свинья» — печальная драма об одиночестве. Кейджа было трудно узнать за густой бородой и длинными волосами. Да и его безумие куда-то улетучилось: на этот раз актер сыграл очень сдержанную роль отшельника, который отправляется на поиски украденной свиньи. Персонаж Николаса возвращался в большой город, откуда когда-то бежал, пытаясь скрыться от фальши и популярности. Конечно, в этой истории угадывается судьба самого Кейджа — знаменитости, бросившей большую индустрию ради независимого и незаметного кино. По признанию Кейджа, этот проект станет для него переходным: он начнет более внимательно выбирать роли и попробует вернуться к меланхоличным потерянным персонажам.

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта», реж. Том Гормикэн, 2022
Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта», реж. Том Гормикэн, 2022

Кейдж сложно относился к тому, что стал мемом. Когда-то ему казалось, будто смешные картинки обесценивают не только метод игры, но и само отношение к жизни. Однако фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта» демонстрирует, что актер не боится самоиронии. В этом комедийном боевике Кейдж играет самого себя: неудачливую голливудскую звезду в постоянном поиске денег. Николас (персонаж, а не реальный человек) соглашается поехать на день рождения к своему фанату — богатому бизнесмену, которого играет Педро Паскаль. Однако вскоре актер узнаёт, что его клиент — глава наркомафии. Теперь Кейджу нужно не только вылезти из панциря, в который он спрятался от настоящей жизни, но и стать героем дня, каким он не был со времен дорогих блокбастеров. Что это, если не идеальное прощание со своими старыми травмами, проблемами и страхами?