Марина Борисовна Ведищева.
Магистр психологии, соискатель степени кандидата психологических наук (19.00.01 ) УрФУ, Екатеринбург, Россия.
Аннотация.
В статье рассмотрены некоторые вопросы создания теоретической модели личности как самоорганизующейся неравновесной системы с нелинейной динамикой в рамках подготовки к написанию научной работы на соискание степени кандидата психологических наук.
Ключевые слова: синергетика, личность, открытые системы, самоорганизация, эволюционирование личности, пространство личности, аттракторы.
Синергетика изучает механизмы самоорганизации открытых нелинейных систем самой различной природы. Основные понятия синергетики служат прекрасной основой для объяснения социальной и психологической реальности человека. Это то «жесткое ядро» теории, математически обоснованное, на которое можно опереться при описании феноменов и процессов, происходящих в личности, составляя прогнозы развития и эволюционирования личности как открытой системы, выявляя закономерности внутренних и внешних связей. Целью нашей работы является создание научной модели личности как самоорганизующующейся неравновесной системы с нелинейной динамикой. Рассмотрим вопросы, которые нам интересны с точки зрения описания, структуры личности и происходящих в ней процессов.
Во-первых, общие принципы возникновения структур. С одной стороны, сама личность является сложной структурированной системой, включающей в себя множество подсистем, имеющих свою специализацию. С другой стороны, функция личности структурировать, упорядочивать внешнее и внутреннее пространство. Опознавать, оценивать, сравнивать, обрабатывая поступающий материал, а также формировать адекватные реакции в виде эмоциональных переживаний и поведенческих актов. То есть, организуясь сама, личность начинает организовывать ту информацию и энергию, с которой сталкивается человек.
Интересно исследовать за счет, каких факторов происходит упорядочение хаотической среды и возникновение структур? Самоорганизация возникает не в каждой открытой системе, а только в открытых системах с неоднородностью, где возникает эффект создания структур за счет локализаций. В системе появляется неоднородность или локализации, а затем за счет дифференциации идет усложнение системы. И. Пригожин утверждает, что усложнение происходит за счет изменений в окружающей среде [5], а Е.Н. Князева говорит о главной роли нелинейности самой системы [3].
Даже поверхностный взгляд на развитие личности дает представление, что развитие сопровождается появлением новых структурных элементов и дифференциации ведущей к специализации, т.е. к усложнению [4]. Независимо от того влияет на усложнение внешняя среда или это свойство самой системы, система должна быть открытой и иметь обмен с окружающей средой. И тут встает вопрос о том, как происходит этот обмен и как функционируют границы системы. Второй вопрос исследования – это функционирование границ системы.
Практически все теории личности рассматривают личность с четким обозначением границ, отделяющих «Я» от «не Я» [2]. Состояние границ определяет свойства системы как более открытой или более закрытой. Определяет интенсивность обмена и направление потоков обмена. В объяснении как происходит обмен, существует два подхода: обмен идет через каналы, и обмен идет по всей поверхности системы в каждой ее точке. Если придерживаться теории самоорганизующихся систем, то обмен происходит в каждой точке за счет неравновесности (И. Пригожин) [5] или неоднородности (Е. Н. Князева) [3]. Неисчезающие потоки между системой и внешней средой, появление локализаций, особенно нестационарных приводит к неустойчивости в виде периодических колебаний (флуктуаций). Это выводит нас на третий вопрос: соотношение устойчивости и неустойчивости системы.
В работе личности мы можем наблюдать постоянные колебательные движения. Любое психическое свойство находится в состоянии колебаний внутри нормативного континуума, заложенного врожденными особенностями и опытом. Каким образом личность и ее подсистемы реагируют на изменение устойчивости? За счет, каких механизмов соблюдается необходимый баланс? Вероятно, что при большей устойчивости личность проживает так называемые периоды стабильности, а при усилении неустойчивости возникает кризис, в результате которого происходят изменения.
Понятие неустойчивости, как оно понимается в теории самоорганизующихся открытых систем, вносит совершенно новое объяснение феномена развития и изменений, в дополнение к детерминизму. Только системы далекие от равновесия, системы в состоянии неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Значение состояний устойчивости и стабильности с одной стороны и неустойчивости, нестабильности с другой стороны обеспечивают длительное существование систем, поддерживающих себя постоянным развитием – эволюцией. Эволюция личности как системы – четвертый вопрос нашего исследования.
Понимание механизмов эволюционирования системы даст понимание, каким образом прогнозировать дальнейшее развитие системы. Князева отмечает, что именно нелинейность определяет множественность путей эволюции системы [3]. Она выделяет некоторые особенности феномена нелинейности:
1. Нелинейность может усиливать флуктуации – делать малое отличие большим, макроскопическим по последствиям. Принцип «разрастания малого» или «усиления флуктуаций». Она описывает режим с обострением, несущий лавинообразные изменения
2. Свойство порога чувствительности. Колебания ниже порога чувствительности гасятся системой. Все уменьшается, стирается, забывается, не оставляя никаких следов в природе, науке, культуре. Все что выше порога чувствительности – многократно возрастает.
3. Квантовый эффект – на данной нелинейной среде возможен не любой путь эволюции, а только определенный спектр этих путей. Существует свободный выбор одного из путей из спектра.
4. Нелинейность предполагает неожиданные изменения направления течения процессов, делая ненадежными прогнозы от наличного. Т.к. развитие совершается через случайный выбор в момент бифуркации (точка раздвоения путей).
У нас получается некая схема: в среде происходит дифференциация и появляются локализации в связи с тем, что система неустойчива происходит нарушение симметрии и это выражается флуктуациями (колебаниями), потеря устойчивости стандартного состояния проводит к изменению состояния и через бифуркацию выход на тот или иной путь развития. Эту схему вполне можно применить к описанию процессов, происходящих в личности. И задачей работы мы ставим подтверждение этого.
Еще один аспект, который нам интересен – это динамика процессов. В работе личностных систем мы без труда можем заметить смену фаз и мерность пространства. Каждый раз процесс проходит по одной из возможных веток, придерживаясь определенных точек – аттракторов. В описании поведения человека смену фаз принято называть паттерны или алгоритмы. Человек, входя в некий поведенческий алгоритм, имеет сложность выхода из него. Примером такого алгоритма может служить известный треугольник Карпмана [1]. При многообразии проявлений существуют три жесткие роли. Если вносить изменения в поведенческий алгоритм, то качественные изменения наступят, только в случае смены аттракторов.
Аттракторы связаны с фазами пространства. Могут быть простые циклы в двухфазовом пространстве с периодическими аттракторами, могут быть в трехмерном пространстве двухмерные квазипериодические аттракторы, непериодические аттракторы в трехмерном фазовом пространстве – фракталы и в многомерном фазовом пространстве (хаосе) странные аттракторы. Перед нами встает задача описать процессы, происходящие в личности исходя из этих теоретических предположений. Таким образом, мы обозначаем пятый вопрос: описание картины мерности пространства личности, фаз пространства и варианты прохождения процесса.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что интересы нашего исследования лежат в области создания модели личности, используя понятия теории самоорганизующихся открытых систем с нелинейной динамикой. Перед собой мы ставим несколько вопросов:
1) По каким принципам возникает структура в системе личности?
2) Как устроены границы системы и функционирование границ?
3) Каким образом соотносится устойчивость и неустойчивость в системе? Вопрос равновесия. Флуктуации.
4) Эволюция системы? Точка бифуркации.
5) Как выглядит картина мерности пространства личности, фазы пространства личности и варианты прохождения процессов. Аттракторы. Фракталы. Хаос.
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы нам необходимо 1) Определить тему, цель, задачи, объект, предмет исследования. Поставить гипотезы исследования. 2) Изучить научную литературу по данным вопросам как в области психологии, философии личности так и в области естественных наук. 3) Ознакомиться с новейшими российскими и зарубежными исследованиями в данной области. 4) Определить понятия и термины. 5) Подобрать методики эмпирического исследования и провести пилотажные исследования. 6) Провести эмпирическое исследование и обработать полученные данные. 7) Провести анализ и интерпретацию полученных данных, подготовить и опубликовать статьи, отражающие содержание исследования. 8) Вынести на защиту результаты теоретического и эмпирического исследования.
Список литературы:
1. Eric Berne. What Do You Say After You Say Hello? / London (1975)
2. Хьелл, Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер Пресс, 1997.
3. Князева Е.Н., Курдумов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М.: УРСС, 2005.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для вузов / В. С. Мухина. — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000.
5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. Пер. с англ. / Предисл.Г.Г. Малинецкого. изд. - М.: ЛЕНАНД, 2014.