Приветствую всех на своём канале!
Не так давно к статье "А вы летали на Ту-204", один комментатор говоря о Ту-204, написал - единственное преимущество, что это переделанный стратегический бомбардировщик и вроде просто так не должен упасть. Всем нам конечно понятно, что Ту-204 создавался как пассажирский самолёт. А вот сегодня давайте вспомним как раз пассажирский самолёт переделанный из бомбардировщика.
Ту-114 стал первым межконтинентальным лайнером в парке советского Аэрофлота. На момент его появления в мире ещё не было таких гражданских самолётов. Этот гигант так и остался в истории как единственный пассажирский самолет с турбовинтовыми двигателями и стреловидным крылом. Даже если учесть, что дальнейшего развития такие самолеты не получили, он дал бесценный опыт советским и мировым авиаконструкторам.
Созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, Ту-114 сделали очень быстро, для этого понадобилось всего два года. 15 ноября 1957 года Ту-114 впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя А.П. Якимов. А 19 мая 1959 года экипаж в составе А.П.Якимова, М.А.Нюхтикова, И.К.Ведерникова, К.П.Сапелкина выполнил первый показательный рейс в Хабаровск. В качестве пассажиров на борту были авиационные специалисты и журналисты.
Этот рейс стал первым в истории гражданской авиации с такой скоростью полета и такой дальностью. Вылет из Внуково состоялся в 18 часов 18 минут, посадку в Хабаровске произвели в 10 часов 00 минут (время для обоих аэропортов местное). Всего почти за 19 часов полёта туда и обратно самолёт преодолел 13500 километров.
В плане пропаганды Ту-114 обошёл даже Ту-104. Большой, мощный самолёт с огромным размахом крыльев имеющий четыре двигателя с низким могучим голосом и высоченной носовой стойкой шасси, поражали воображение любого видящего его человека. Самолёт установил 32 мировых рекорда и получил множество высших наград мирового авиастроения. Надежность самолета была столь высокой, что ещё до окончания эксплуатационных испытаний Ту-114 совершил перелёт в Вашингтон. На борту этого рейса находился Н.С.Хрущев.
Ажиотаж мировой авиационной общественности и прессы вокруг советского гиганта понятен. В конце 50-х начале 60-х годов такой беспосадочный перелёт на большие расстояния, воспринимался как чудо. Компоновка салона Ту-114 была трёхклассная: Первый класс, где пассажиры располагались лицом друг к другу разделённые столиками с настольной лампой. Экономический класс, это хорошо нам знакомые 3+3 с обычными креслами. И наконец самый шик того времени - четыре настоящих купе, как в поезде. Самолёт имел двухпалубную схему. Внизу находились грузовой отсек и кухня, вверху пассажирский салон. Кухня соединялась с буфетом на втором этаже как на Ил-86 лифтом. А в составе экипажа самолета состоял повар.
Первый регулярный пассажирский рейс Москва (Внуково) - Хабаровск был выполнен 24 апреля 1961 года. Очень часто во время полета в Хабаровск, скорость доходила до 1170 км/ч, из-за мощного воздушного течение с Запада на Восток на широтах, где проходила трасса. А вот на обратном пути частенько надо было уходить южнее, чтобы наоборот избежать сильного встречного ветра. Самолет имел огромный запас топлива для ухода на запасной аэродром. Например, при плохой погоде в Хабаровске Ту-114, при максимальном посадочном весе, имел остаток топлива минимум на два часа полета, а если ветер на трассе был попутным и достаточно сильным то и на четыре.
В 1967 году после открытия Транссибирской воздушной трассы, японская авиакомпания JAL и Аэрофлот открыли беспосадочный рейс в Токио. Для этих рейсов переоборудовали два Ту-114 СССР-76464 и СССР-76470. По просьбе японцев оба самолета были перекомпонованы в двухклассные салоны первого и экономического класса и имели общую вместимость 105 пассажиров. Рейсы обслуживали совместно советские и японские бортпроводники, прошедшие переподготовку. А самолеты имели символику как Аэрофлота, так и JAL.
За время эксплуатации Ту-114 было потеряно только два самолёта. СССР-76491 зимой 1966 года во время взлёта из Шереметьево, с плохо расчищенной полосы, коснулся снежного бруствера. Из-за этого самолет развернуло и он ударился винтами правых двигателей о полосу, после чего самолет загорелся. В этой катастрофе погиб 21 человек. Еще один самолёт был разрушен в 1962 году во время технического обслуживания. У самолёта сложилась стойка носового шасси. Падение привело к повреждениям структуры фюзеляжа и самолёт восстановлению не подлежал.
После появления в парке Аэрофлота Ил-62, Ту-114 утратил статус флагмана авиакомпании. Все самолёты были переведены из Шереметьево в Домодедово. И от туда выполняли регулярные рейсы в Хабаровск, Новосибирск, Алма-Ату и Ташкент.
На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!