Найти тему
Zinker. Цинкирование

Коррозия и объекты городской электроэнергетической сети: как рыжая чума может обесточить город

Коррозия, как мы уже неоднократно рассказывали, поражает все и вся: арматуру, кожухи электродвигателей, корпуса судов, мостовые опоры и перекрытия и многое, многое другое. Казалось бы, почему должны стать исключением объекты электроэнергетической сети? А ни почему. Они, собственно, и не стали: страдают от рыжей чумы на всем протяжении России. Чем это чревато, пояснять, мы думаем, не стоит: в лучшем случае возникнет сбой, в худшем – настоящая катастрофа с обесточиванием района или небольшого города. А вот почему коррозия на таких объектах появляется, и как от нее защититься, мы вам сейчас расскажем.

ОБРАБОТКА «ПОД КЛЮЧ»

Отметим сразу: ответ на вопрос «почему?» вполне может занять две, а то и три подобных публикации. Причин возникновения коррозии на объектах электроэнергетической сети существует огромное множество – в случае с линиями электропередач, например, значение имеет даже состав почвы, на которой опоры ЛЭП стоят. Поэтому в идеале средство защиты от коррозии должно быть универсальным, способным одинаково хорошо работать против самых различных ее видов. Как правило, для этого в современной России применяется горячее цинкование – то есть, еще на этапе подготовки элементов конструкции их окунают в ванну с расплавленным цинком, который потом берет на себя «удар» агрессивных внешних факторов. Однако горячее цинкование, как мы уже не раз писали, имеет целый ряд недостатков – это сложно, это дорого, да к тому же не всегда есть возможность проконтролировать качество выполненных работ, так как на него влияет колоссальное количество технических нюансов и мелочей. Наконец, если объект уже собран и поставлен, окунуть его в горячий цинк и вовсе становится невозможно – по понятным причинам.

Тут на помощь приходят составы класса Zinker, главное преимущество которых в данном аспекте – универсальность и простота нанесения при том же эффекте, что и у горячего цинкования. Никаких ванн и вообще никаких сложных технических процедур в случае с Цинкированием не требуется. Доказательство тому – относительно недавний кейс по обработке от коррозии подстанции «Колпинская». В ходе работ подстанция была покрыта составом класса Zinker полностью – причем для этого ее даже не потребовалось выводить из строя и переключать энергоснабжение на резервный контур. В случае с «Колпинской» процесс обработки носил характер ремонтного – однако это серьезный и наглядный прецедент, доказывающий, что данный способ предпочтительнее горячего цинкования. В том числе и в плане финансов – экономия по сравнению с использованием ванны с расплавленным цинком составляет как минимум 30-40%.

-2

КОЛОССЫ НА РЖАВЫХ НОГАХ

Если говорить о ЛЭП, тут самый «чувствительный орган» - безусловно, опоры. Чуть раньше мы уже упоминали о том, что на сохранность металла в случае с объектами городской электросети влияет огромное количество факторов: состав почвы (чем больше в ней кислот и щелочей – тем активнее протекает коррозия), степень влажности воздуха, специфика климата. Еще в СССР в 1980-е годы на базе Союзтехэнерго было проведено масштабное исследование, показавшее, что в зависимости от агрессивности окружающей среды коррозия в течение десяти-пятнадцати лет способна «съесть» от 0,4 до 2,4 миллиметров металла. Это много – и это несет прямую угрозу устойчивости всей конструкции.

Дискуссия по поводу обработки опор ЛЭП от коррозии, опять же, крутится в основном вокруг цинковых покрытий. Вернее, целесообразность использования цинка, как такового, вопросов ни у кого не вызывает – основным камнем преткновения является технология нанесения. В зависимости от технологических возможностей речь может идти о горячем цинковании, напылении, гальваническом или диффузионном способах. Однако все они так или иначе проигрывают составам класса Zinker – прежде всего в универсальности, стоимости и простоте нанесения.

-3

В активе ООО «Цинкер» также имеется несколько подобных кейсов – в частности, работы по защите от коррозии опоры линии электропередач в Ярославской области. Гигантская конструкция была обработана, что называется, «с нуля» и полностью, до последнего болта и сварного шва – и причем ушло на это рекордно малое количество времени. Опять же, к настоящему дню практика защиты опор ЛЭП от коррозии составами класса Zinker на этапе производства и сборки не получила широкого распространения и не стала повсеместной – однако можно с уверенностью заключить, что это дело ближайших если и не месяцев, то лет точно.

ОТ ОПОР ДО ТРАВЕРС

Конечно, от коррозии страдают не только опоры, но и другие конструкционные элементы тех же линий электропередач – в частности, оголовники, траверсы и тросостойки. Если проблема не решается на протяжении достаточно длительного срока (а, увы, со спецификой нашего менталитета именно так в большинстве случаев и происходит), она становится чревата если и не настоящей катастрофой, то по крайней мере снижением общей эффективности конструкции. Под воздействием коррозии различные элементы электроэнергетической системы способны изменять свою конфигурацию, что напрямую сказывается на ее рабочих характеристиках.

Что делать? Конечно, регулярно осматривать, оценивать степень повреждений и обновлять защитный слой. Целесообразнее всего, опять же, делать его при помощи составов класса Zinker – во-первых, однократное их нанесение обеспечивает надежную защиту металла по меньшей мере на несколько десятков лет. Во-вторых, специфика нанесения вполне позволяет подобраться к самым труднодоступным местам – к примеру, тем же траверсам, на которые опираются высоковольтные провода и грозозащитные тросы – не разбирая конструкцию, не задействуя резервные контуры и не доставляя неудобство конечным потребителям. И это не пустые слова – кейсы по обработке траверс и узлов креплений методом воздушного напыления в активе ООО «Цинкер» также присутствуют: так, в 2017 году подобные работы были с успехом выполнены в Уфе на базе крупной сервисно-строительной компании из Башкирии.

-4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Защита объектов городской электрической сети от коррозии – процесс крайне ответственный и важный. И, по идее, он должен начинаться еще на этапе проектирования, с учета определения наиболее серьезных факторов воздействия и выбора надежного способа защиты. В данной статье мы попытались немного облегчить жизнь проектировщикам и инженерам, ответив по крайней мере на один из этих вопросов – и обосновав целесообразность использования в качестве основного средства именно методики Цинкирования. Основных аргументов, напомним, три: надежность (по меньшей мере аналогичная, нежели у иных процедур), универсальность и простота нанесения (несоизмеримо большие, нежели у них процедур) и возможность сэкономить серьезные деньги.

#промышленность

#электричество

#лэп

#строительство

#технологии