Найти тему

Защита начинки игр (персонажи, эпос и т.д.)

Оглавление

С каждым годом игровая индустрия стремительно развивается, появляются тысячи мобильных и компьютерных приложений. В 2021 г. рынок видеоигр достигает 200 млрд. долларов, что составляет более 20% от глобального рынка.

Разработкой игр занимаются не только крупные компании, но и небольшие команды, инди-студии. Если в первом случае правовая охрана игры, как правило, находится на должном уровне, то начинающие разработчики зачастую не обеспокоены защитой своего произведения.

И действительно, главная цель – конечный продукт, но современная реальность такова, что в погоне за «лёгкими деньгами» многие могут украсть часть Вашей игры, либо же позаимствовать её полностью. Примеров огромное множество. Так, студия Rainbow Arts практически целиком скопировала игру «Super Mario Brothers» компании Nintendo и выпустила под крайне оригинальным названием «Great Giana Sisters». Результатом стали длительные судебные разбирательства, по итогам которых «плагиат» всё же запретили к продаже.

Но Nintendo – крупная компания, у которой были средства и время для подобного разрешения конфликтов. В свою очередь, небольшие студии не могут позволить себе тратить огромные суммы на юридические услуги и экспертизы, подтверждающие сходство продуктов. По этой причине необходимо сразу защитить права на видеоигру, чтобы в дальнейшем свести к минимуму возможные разбирательства.

Понятие компьютерной игры в праве

Сами по себе игры могут иметь разный носитель и воспроизводиться не только на компьютере. Платформой может выступать консоль (PlatStation, Xbox), мобильные телефоны или же аркадные автоматы. Однако для удобства рассмотрения вопроса остановимся на термине «компьютерные игры», как обобщающем и едином.

На данный момент в отечественном законодательстве нет понятия «компьютерных игр», в связи с чём и возникают различные споры по поводу способов охраны. Разные учёные в разное время приводили свои варианты определения, однако не все из них уже актуальны. Выделим основные критерии компьютерных игр:

1) Сложность объекта. Видеоигра состоит из множества разнообразных элементов, которые тесно связаны между собой.

2) Интерактивность. Пользователь может выполнять различные действия в игре, влиять на ход событий и сюжет. Это является одним из главных отличий видеоигры от иных подобных объектов, как, например, фильм или композиция, где право выбора и пользовательское управление отсутствуют.

3) Объективное выражение в электронной форме.

С учётом данных особенностей можно придерживаться такого определения: видеоигра – совокупность результатов интеллектуальной деятельности, которые тесно связаны между собой, имеющая интерактивный характер, воспроизводимая на электронных устройствах в цифровом виде.

Какие существуют способы охраны игры?

В теории существует множество различных версий, как именно стоит квалифицировать и защищать компьютерную игру. Однако с учётом сложившейся практики стоит выделить лишь два основных пути:

1) Игра как составное произведение. Термин «составное произведение» закреплён в ст. 1260 ГК РФ. Там же содержится и перечень подобных объектов, к которым относятся сборники, энциклопедии, Интернет-сайты и др. Проблема данного подхода заключается в том, что на практике составные произведения представляют собой совокупность однородных элементов, порядок и способ отображений которых определяет создатель. Однако как мы уже говорили ранее, видеоигра – это интерактивный объект, где пользователь может менять эпизодичность. К примеру, в игре Rayman Legends геймер может с самого начала включить как первый уровень, так и последний.

2) Игра как сложный объект. В ст. 1240 ГК РФ под «сложным объектом» понимается совокупность самостоятельно защищаемых результатов интеллектуальной деятельности. Причём сразу обратите внимание на то, что перечень сложных объектов является закрытым. Поэтому чаще всего видеоигру расценивают в качестве мультимедийного продукта, который представляет собой выраженный в цифровой форме объект авторского права, состоящей из различных элементов, воспроизводимый на ЭВМ и дающий возможность пользователю взаимодействовать с ним. И действительно, если Вы когда-либо играли в абсолютно любую видеоигру, то можете легко заметить, что она будет отвечать всем признакам мультимедийного продукта. Здесь у нас и многообразие элементов (персонажи, сюжет, график, логотипы, концепция и т.д.), воспроизведение на ЭВМ (компьютеры, телефоны), а также взаимодействие геймера с продуктом (кнопка пробел – прыжок). Поэтому дальше мы будем рассматривать защиту видеоигры, как мультимедийного продукта.

-2

Поскольку согласно ст. 1240 ГК РФ мультимедийный продукт (видеоигра) состоит из самостоятельно охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, то выделим ключевые элементы компьютерной игры:

1. Средства индивидуализации:

1.1. Название игры;

1.2. Логотип.

2. Объекты авторского и патентного права:

2.1. Общий дизайн;

2.2. Программа для ЭВМ;

2.3. Бэкграунд (эпос) игры;

2.4. Сценарий;

2.5. Персонажи игры;

2.6. Внутриигровые предметы (оружие, доспехи);

2.7. Игровая территория (локации);

2.8. Графика (текстура, модели);

2.9. Музыкальное сопровождение (музыка, звуковые эффекты, озвучка);

2.10. Способ монетизации игры;

2.11. Уникальные технологии.

Для того чтобы Вы поняли, как надёжно защитить созданную видеоигру, мы подробно разберём варианты охраны каждого из этих компонентов.

Средства индивидуализации игры

Создатель компьютерной игры «Stalker» зарегистрировал в качестве товарного знака «STALKER: Shadow of Chernobyl» с соответствующими графическими элементами на логотипе. Однако в скором времени сторонние лица создали Интернет-сайт stalker-online.su. Разработчик обратился в суд с требованием передать ему права на администрирование сайта, поскольку доменное имя повторяло его товарный знак.

Суд в удовлетворении требований отказал. Подумайте, почему так произошло. Дело в том, что слово «stalker» в товарном знаке было тесно связано с «Shadow of Chernobyl», а доменное имя сайта второй части не содержало. Соответственно, необходимо было зарегистрировать отдельно «stalker» в качестве товарного знака.

-3

Таким образом, оптимальная охрана логотипа и название игры – регистрация товарного знака в Роспатенте. Документы можно подать в электронном виде, уплатив госпошлину (от 3 500 р.).

Обращайте внимание на то, что скопировать могут не полное название игры, а лишь его часть. Поэтому подходите очень внимательно к данному процессу. Старайтесь максимально упростить и сократить товарный знак, т.к. это позволит увеличить диапазон охраны.

Так, к примеру, сделала компания Bethesda, которая выпускала серию игры «The Elder Scrolls», но отдельно зарегистрировала и «Scrolls». Именно по этой причине, когда компания Mojang создала игру Scrolls, то Bethesda сразу же обратилась в суд. В результате было заключено мировое соглашение с очевидным преимуществом Bethesda.

Объекты авторского и патентного права

Общий дизайн видеоигры

В данном случае есть несколько основных вариантов защиты игрового дизайна:

1) Произведение дизайна. Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведение дизайна. По этой причине, как только Вы создали дизайн или разработали дизайн-документ, то автоматически появляется и правовая охрана. Можно зафиксировать такой момент путём нотариального осмотра или депонирования (IPChain);

2) Дизайнерское решение. В соответствии с п. 1 ст. 1352 ГК РФ можно рассмотреть дизайнерское решение в качестве объекта патентных прав (промышленный образец). Здесь необходимо будет, опять же, подать документы в Роспатент. Этот способ является более надёжным, но менее быстрым. Подобным образом поступила компания Wargaming, которая зарегистрировала танки из игры «World of tanks» как промышленный образец.

Защита дизайна игры является важным моментом, так что не стоит пренебрегать ей.

-4

Программа для ЭВМ

Согласно ст. 1259 ГК РФ программа для ЭВМ является объектом авторского права и охрана появляется с момента написания кода, но на практике этого может быть не достаточно. При отсутствии фактических доказательств Вам будет крайне сложно доказать свою правоту.

По этой причине стоит пройти процедуру государственной регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте, как это предусмотрено в п. 6 ст. 1262 ГК РФ. Также можно обратиться к услугам депонирования. Это займёт меньше времени, однако видеоигра включает множество элементов, и необходимо оценить экономическую целесообразность такого подхода.

Аналогичными образами защищаются

1) Бэкграунд (эпос) игры. Его можно расценивать как результат творческих усилий создателя, и по смыслу ст. 1259 ГК РФ это будет произведением.

2) Сценарий. В ст. 1259 ГК РФ в качестве охраняемых объектов авторского права выделяются «сценарные произведения».

3) Персонажи игры. Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ, персонаж охраняется авторским правом, если является результатом творческой деятельности и выражен в объективной форме. К примеру, главный герой игры «Assassin’s creed» Эцио является полноценным персонажем в этом смысле.

4) Внутриигровые предметы. Здесь не всё так однозначно, поскольку в России ни законом, ни судебной практикой пока что в полной мере никак не раскрывается данный вопрос. Однако мировой опыт позволяет сделать вывод о том, что внутриигровые предметы могут быть вполне приравнены к персонажам. Так, в США приравняли Бэтмобиль к персонажу.

5) Игровая территория (локация). С одной стороны, карты закреплены в ст. 1259 ГК РФ, но с другой стороны в данной норме речь о географических и иных научных проектах. Вряд ли, локации World of Warcraft как-то связаны с географией. Можно причислить игровую локацию к художественным произведениям.

6) Графика (текстура, модели). В п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведение графики, живописи относится к объектам авторского права.

7) Музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, опять же, закреплены в ст. 1259 ГК РФ в качестве объектов авторского права. Причём обратите особенное внимание и на то, что стоит не только охранять «собственную» музыку, но и воздерживаться от неправомерного использования чужой. Конечно, это следует делать и в отношении других элементов компьютерных игр, однако именно композиции чаще всего «воруют». Так, крупная студия Konamiв игре Metal Gear Solid 4 непреднамеренно использовала песни российского исполнителя, что привело к серьёзному резонансу и вынудило разработчика удалить фрагмент из сюжета.

Способы монетизации и уникальные технологии

В отличие от объектов авторского права данные элементы охраняются исключительно патентным путём. Если Вы придумали какую-то уникальную игровую технологию, как VR-режим или принципиально новый геймплей, то в соответствии со ст. 1350 ГК РФ можно зарегистрировать данный объект в качестве изобретения или промышленного образца.

Патентоспособность монетизации вызывает множество споров. С одной стороны, это является частью видеоигры и контента, с другой стороны попадает под категорию, которая не является изобретением – правила и методы игры. В любом случае, если способ монетизации отвечает критериям уникальности и изобретательности, то стоит попробовать подать заявку в Роспатент.

-5

Подводя итоги, следует сказать, что развитие игровой индустрии естественным образом влечёт за собой рост виртуального плагиата. Молодые студии закрываются, поскольку игра-копия становится в разы популярнее оригинала. Теряются огромные суммы денег и репутация в бесчисленных судебных разбирательствах. Чтобы избежать подобного исхода, всегда защищайте создаваемую видеоигру и следите за событиями в гейм-индустрии. Если остались вопросы или нужна правовая помощь, обращайтесь https://t.me/lawinbusiness