Найти тему
Гуранка.ру

“Самое приятное - получать чаевые”: молодой человек откровенно рассказал про работу официантом

Каждый день эти бойцы невидимого фронта на передовой общепита. Им предъявляют претензии, хамят, а они лишь стараются сделать нашу жизнь немного удобней. Мы решили подглядеть за изнанкой работы официанта и развеять мифы, которые существуют вокруг этой профессии. Доедают ли официанты за гостями, много ли чаевых они получают, насколько тяжело работать и почему некоторые граждане официантов считают низшим звеном, обслугой? Обо всем этом и не только журналисту “Гуранки” рассказал человек, который 8 лет отработал в общепите - Артем Ядрин.

Как стать официантом

Как вы решили стать официантом?

В ресторане платили хорошо, да и чаевые привлекли, решил устроиться.

Как нашли заведение, в котором будете работать?

Знакомый товарищ работал в ресторане, поговорил с администратором и пришёл на собеседование.

Фото: Артем Ядрин (предоставлено Артёмом Ядриным)
Фото: Артем Ядрин (предоставлено Артёмом Ядриным)

Условия работы

Расскажите немного про условия работы, какой график работы у официанта?

Условия были хорошие, обед и ужин за счёт заведения, первая санитарная книжка за мой счёт, в последующем за счёт заведения, развоз после закрытия до дома бесплатный. График выбирали сами: в основном, два через два, и когда не хватало официантов выходили на ланч, тогда за ланч платили 150 рублей в час, а обычная ставка у официанта была 100 рублей, если сдал все кухонное и барное меню и стандарты обслуживания.

Были ли какие-то определенные напутствия от руководства? Может продвигать какие-то конкретные блюда?

Были конкурсы по продажам (на месяц или неделю, за которые давали премию). Было и такое, когда кто-то случайно пробивал лишнее блюдо, администрация говорила выкупать блюдо тому, кто допустил ошибку. Но у нас был дружный коллектив и мы старались помочь коллеге, скидывались.

Нюансы профессии

Что вам нравилось в этой работе, а что раздражало? Что было сложно, а что, напротив, давалось легко?

Официантом я отработал год, потом стал менеджером. Почему-то официантов гости заведения считают низшим классом и думают, что могут вести себя по-хамски (но не все). На ланч всегда не хватало дневных официантов, приходилось работать по минимуму человек. Особенно когда гости торопятся и думают, что все блюда стоят готовые и тебе надо их вынести быстро, накрыть и забить заказ в программу, а если два этажа - это сделать вверх и вниз. Тут главное - сообразительность.

Какая у вас была зарплата? Больше или меньше средней по рынку? Применялись ли к официантам штрафные санкции?

Как уже говорил, зарплата была 100 рублей в час, на ланч 150 рублей. Графиком 2 через 2 выходило 25 000 рублей. Но работали чаще всегда и выходило где-то 30-35. И отдельно чаевые, у каждого по-разному, но, в среднем, в день выходило чаевых от 1 000 до 2 000 рублей.

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Штрафы были: невыход на работу без уважительной причины, сдача меню и стандартов, если не сдавали - ставка падала на 85 рублей за час. А ещё были тайные гости и если официант их заваливал, то тоже были штрафы.

Личная причина уйти

Почему ушли из общепита? Что вам нравилось больше всего в работе? Сколько всего лет вы отдали работе в этой сфере?

Отработал 8 лет, понял, что устал, хочется отдыхать. Как говорится, дорогу молодым!  Да и пошёл, где платят так же, но беготни меньше и нервы никто не треплет. Мне нравилось общаться с гостями. Многих узнал, завёл связи, да и самые приятные моменты - это когда получаешь первые чаевые. Помню, как тогда обслуживал двух девушек пол-вечера, это был почти мой первый стол и они в конце вечера оставили мне 1000 рублей. Я был в шоке, потому что тогда ещё работал на другой работе в стомклинике и получал за смену 1500 рублей. А так… скучаю, уже 4 года как не работаю, иногда думаю вернуться.

Вопрос с подковыркой: а официанты доедают за гостями?

Нет, у нас это было запрещено.

А бывало такое, что уходили, не расплатившись?

У нас была служба безопасности, которая смотрела за гостями, да и по стандартам время расчета составляло не менее 7-10 минут после вынесенного счета. Расплата за неоплаченный счет была на усмотрение руководителя. Если была вина официанта, то он и расплачивался, если кассир - то кассир. Все смотрели по камерам.

Все профессии нужны, все профессии важны. И иногда, когда слишком долго ждете бизнес-ланч, не стоит забывать, что перед вами такой же человек, как и вы, и у него работа. Зачастую официант, который, как между двумя огнями - вами и кухней, - совсем не виноват в задержке вашего блюда.