В связи с нехваткой денежных средств в семейном бюджете, я решился в начале 2010-х, временно пойти работать на стройку, и задержался там на несколько лет.
- Устроился я для начала, не имея квалификации на объект, где заливали бетоном монолит. Бригада была из нашего села, поэтому я туда и попал. Объект был в райцентре, в двадцати километрах от нашего дома. Бригадиром был Армен, а членами бригады, были кроме меня, ещё его родственники: Самвел, Миша и односельчанин, Вадим. Я пришел когда уже были вылиты колонны первого этажа. Я научился вязать арматуру, выставлять стойки, крепить опалубку, заливать и выравнивать бетон.
- Я выполнял свою работу как положено, но не хотел делать чужую. Однажды Миша, проходя по строительной площадке, споткнулся о кусок фанеры, и начал мне высказывать, что из-за мусора невозможно пройти по стройке, и что надо бы его убрать. Я ответил:- мне не мешает, а тебе надо ты и убирай. -Почему ты не слушаешься старших спросил тогда он. -Потому что ты старший по возрасту, а по должности такой же работяга как и я, а по жизни алкаш( подумал я, но в слух не сказал). Тогда он перестал ко мне предираться. Архитекторы допустили ошибку в расчетах, и рабочие согласно их чертежам изготовили лишнюю колонну. Заказчик увидев это, попросил нашего бригадира демонтировать её, за отдельную плату, в виде шабашки. Армен хотел озадачить этим делом меня. Он сказал ехидно:- видишь вон тачила, бери её, и приступай к вывозу мусора оставшегося от колонны. Я знал, что мне с этого ничего не перепадёт, и принципиально отказался, сославшись на занятость. Тогда он сказал: - какая тебе разница чего делать, оплата идёт за дни а не за объем. Я ответил: - вы получите за шабашку наличку сегодня вечером, а я буду ждать зарплату до конца недели. Но меня все равно немного надурили. Когда тяжёлая работа закончилась, и началось обслуживание бетона, мне дали выходные, сказав что всем там нечего делать, а деньги за эту работу забрал бригадир выделив копейки своим родственникам, а мне не дав ничего. Он всем нам не додавал денег, а сам спускал их на свою пассию. Я не знал сколько получал он на бригаду, мне платил хоть и копейки, но как договаривались, в тот момент мне и их, было больше негде заработать.
- На стройке были курьёзные, и даже травмоопасные моменты. Когда мы заливали лестницу бетоном, из рюмки( бункер с заслонкой, подвешиваемый на стрелу крана, и применяемый для заливки мест где не достаёт бетонный насос), я направляя поток положил, руку сверху, и она оказалась между бункером и балкой. Когда начал выливаться бетон, со скоростью несколько сотен килограммов в секунду, и рюмка избавляясь от такого веса, начала подниматься вверх, мою руку сильно зажало, и я едва успел её вытащить, хорошо что на мне были перчатки, и я не получил никакой травмы.
- Ещё, когда я демонтировал стойки, после застывания перекрытия второго этажа, то не заметил открытого технологического отверстия в плите, по которой ходил. Пятясь задом, сбивая ригеля, и смотря на верх, чтобы не получить по голове какой-нибудь железякой, я провалился в дырку в плите, застряв в ней мягким местом. Ощущения были непередаваемые, я отсушил селе пальцы, и содрал шкуру на ж... пе. Минут десять я ловил отходняки, потом мне обработали раны перекисью, и я продолжил работу, так как работал неофициально, больничный не оплачивался, а семью кормить было надо. Похожая ситуация произошла и с Самвелом, он так же разбирал стойки, и получив короной по голове, ушел в глубокий нокаут. Рана оказалась очень глубокой, поэтому в целях безопасности нам после этого случая всем выдали каски. Наш бригадир находился на бетонной стене, из которой торчали с верху концы арматуры, с ним там был ещё один рабочий. Когда он начал слазить со стены, схватился за арматуру, и рухнул вниз, с трехметровой высоты на бетонную плиту. Оказалось что рабочий отдыхая опёрся на монтировку, сделанную из двадцатой арматуры, вот за неё то и схватился бригадир, парень естественно не смог удержать такой вес, и отпустил, Армен вместе с арматурой полетел вниз. Хорошо что он сориентировался, и схватился за циркуль левой рукой, распределив вес, смягчил удар от падения, да к тому же был в берцах. Поэтому ему повезло, и он отделался лёгкими ушибами. Если бы упал на спину, то сломал бы позвоночник.
- После завершения бетонных работ я остался на этом же объекте, работая на другую фирму, и занимаясь внутренней отделкой. Теперь в бригаду набрали больше людей, чтобы завершить работы в срок. Коллектив попался хороший, за редким исключением, правда некоторые работники увлекались распитием боярышника на рабочем месте, мне было все равно, за этим должен был следить бригадир. Я только смотрел, чтобы они не приближались в нетрезвом состоянии ко мне, во избежании травм. Бригадир был нормальный мужик, и обучил меня штукатурить, и делать стяжку, правда были у него свои заскоки. Зарплату мы получали раз в неделю, под выходные. Один раз, деньги привезли раньше, и бригадир, заявил что нам сразу их не отдаст, а заплатит как всегда на выходные, а то мы напьемся, и не выйдем на работу. Он так и поступил, хотя я лично не питаю сильную тягу к алкоголю, но если мне надо было, напился бы в любой день недели, не дожидаясь зарплаты, а деньги на всякий случай, я всегда имел при себе. Через некоторое время, он похвастался нам, что получает пятьдесят тысяч рублей, (когда мы рабочие не получали и пятнадцати) и заявил что мы такой зарплаты не достойны. Что если нам заплатить эти деньги, мы их все пропьем, и через пару месяцев нам их не станет хватать, и мы начнем занимать у соседей. Я уж точно стал бы жить лучше на эти деньги, чем я хуже него? Не занимал, получая копейки, а имея такие деньги не брал бы в долг и подавно. А он и отличался, только тем, что ему повезло быть другом прораба, и вместе дурить работяг, имея при своем посредничестве, с каждого большие деньги.
- Потом за несколько лет я сменил ещё несколько строек, просил работу как милостыню, когда возникла тяжёлая обстановка в семье. Временами было очень тяжело, но я ни о чем не жалею. Я научился многому на стройке, прошел хорошую школу жизни, самое главное закалил тело и дух.