Пластинка на все времена. Музыка как таковая. Стиль определить невозможно. Прозрение, трансляция чистой музыки без каких-либо ограничений и стилевых рамок. Можно сказать, что это рок, фолк, баллады, джаз, блюз, соул – все, что угодно. Моррисон не сочиняет коммерческих «хуков», мотивчиков, ложащихся на ухо, его песни – монологи с фразами, выходящими за рамки тактов, он не придерживается жесткой песенной структуры куплет-припев, вообще, говорить о его творчестве в привычных терминах опасно – у него все не так. Но при этом – его песни мелодичны, музыкально увлекательны, интересны и – по-хорошему необычны. Необычны своей свободой, свободой построения, исполнения, выбора инструментов. Но Моррисон – не «авангардист» только ради того, чтобы удивить всех и подчеркнуть свою «инаковость». Он совершенно традиционен. Даже консервативен в музыке. Просто он видит ее шире, чем многие другие. Он просто автор песен и очень сильный музыкант – с жестким, сильным голосом, поющий с блюзовыми интонациями – и от этого его ранние записи условно относят к широкому понятию «рок-музыка». Моррисон поет, играет – и, выражаясь банально – плывет по волнам собственной музыки. Он пел в группе Them – жесткий ритм-энд-блюз и сбросил с себя оковы формы, традиции и коммерческой направленности. При этом, его пластинки хорошо продавались и продаются – настолько он необычен и настолько сильна его совершенно оригинальная музыка. Человек, всю жизнь поющий одну песню, как сказал про него Борис Гребенщиков – со знаком «плюс» - это, в общем, правда. Он рассказывает длинную историю, которая никогда не закончится и она невероятно интересна. Astral Weeks – песни под гитару в сопровождении джазовой группы – вот, прочитав эту фразу можно подумать – «ну и что такого?» Но – песни эти такие крепкие, так интонационно поданные, что иначе, как «рок» их и не назвать. Но где рок – только в эмоциях, в ощущениии. А это главное – масса групп в стиле хэви-метал, играющих формально рок, на самом деле - чистая эстрада. Моррисон из другого клана. Что бы он ни делал – это будет музыкой – и музыкой жесткой. То есть – рок. Даже в самой трепетной его лирике. Рок – в смысле «правда», в смысле «естественность». У Моррисона много пластинок и среди ни есть очень структурированные, где он поет блюз, соул и баллады, есть альбомы, где он поет длинные стихотворения под музыку – но именно поет, а не читает, есть кельтские дела, есть джаз, отличные концертные записи. Но первый альбом – Astral Weeks – это ключ ко всему творчеству Моррисона. Заглавная песня – контрабас, перкуссия и голос - сразу уводящий в непривычные пространства, в неведомую структуру песни, хотя в ней есть и куплеты и рефрен. Подключается струнная группа, гитара, словно бы случайные звуки флейты – вообще, ощущение, что все музыканты импровизируют в заданной гармонии. Импровизирует мелодию и сам Моррисон. И все вместе - в хорошем темпе, но – совершенно медитативная музыка, которая захватывает сразу и не требует обсуждения – «а где ударные, где клавиши, где, в конце концов, электрогитары?» Ничего не нужно – автор сам знает, что, когда и где и, главное – всего хватает. Появляется скрипка – неожиданно – вот ее не было, а, оказывается, она уже играет целый куплет. И такие же, как у флейты – случайные ноты вибрафона, контрабас уходит в верхний регистр, гармония на двух аккордах, но кажется сложной и неожиданной - в небеса, в другое место, в другое время, с другим лицом. Astral Weeks. Спокойно начинается Beside You – с классических фраз акустической гитары, контрабас поддерживает и – сильнейший голос, снова импровизирующий мелодию, очень сильный, резкий, драматичный, группа играет вместе с голосом, отвечая ему живыми, не прописанными и не придуманными звуками. Четкая мелодия и структура песни на почти авангардном, холодном джазе группы. Джазе, смешанным с классической европейской музыкой акустической гитары, с блюзовыми интонациями голоса. Sweet Thing – ритм задается хэтом и контрабасом – и так уверенно, что не нужно никаких больше ударных и гитарных риффов. И снова – свободное пение, свободная, тут же рождающаяся мелодия, музыкальная ткань плотная, контрабас, хэт, струнные и флейта заполняют все, ритмично, драйвово, песня несется вперед – к спокойной, распевной Cyprus Avenue с клавишными, скрипками, играющими уже ирландские мелодии, с флейтой и контрабасом, ведущими совершенно свои линии, но полностью поддерживающие основную. Вторая сторона – уже почти джаз-рок. Ударные, бас, вибрафон, струнные, флейта, конкретная, ясная мелодия Моррисона, свинг, полет – The Way Young Lovers Do с джазовым саксофонным соло, стремительная песня, переходящая в Madame George – самую яркую вещь альбома. Девять с половиной минут развития – акустическая гитара задает гармонию, но она сзади, лишь намеком, контрабас, скрипка и флейта ведут одноголосые партии совершенно разными путями, нов се поддерживают голос – и открывается такое пространство, которое возможно только в джазе. Хотя в Madame George совершенно конкретная мелодия, которую выпевает Моррисон – почти не импровизируя. Но поет он так, что одного его голоса достаточно для того, чтобы песня обретала мощную и плотную оркестровку. Моррисон – сам по себе оркестр. Ballerina – распахнутый мир, безбрежный океан музыки, танец в небе. Slim Slow Slider – на прощание, начинается как акустическая песня The Rolling Stones, но расширяется, Моррисон снова поет свободно, выдавая мелодию, как будто рождающуюся тут же, в момент исполнения. Но – совершенно ясную, красивую и захватывающую. Это удивительная пластинка, удивительный союз всех музыкальных стилей одна из самых необычных и прекрасных записей XX века.