15 сентября 1921 года по приказу Чрезвычайного трибунала был расстрелян генерал-лейтенант Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг, представитель Белого движения. Казалось бы, ситуация для того времени типична, сколько ещё таких военачальников подверглось высшей мере наказания в тот ещё исторический период? Но историю Унгерн-Штернберга особенна, его называли сумасшедшим и даже самым жестоким генералом среди Белых. Почему немец по происхождению решил стать новым Чингисханом в начале 20 века и чем закончилась эта идея?
По утверждению самого барона фон Унгерн-Штернберга, он принадлежал к роду рыцарей-аскетов-мистиков-пиратов. Вот такой наборчик. Он говорил, что начало его фамилия берет ещё со временем Великого переселения народов. Хотя, согласно официальным документам, его семья происходила из немецко-балтийского рода.
Сам Роман Фёдорович родился 29 декабря 1885 года в Австрии во время путешествия его родителей по Европе. По традиции немецких дворян, мальчику дали тройное имя: Николай-Роберт-Максимилиан. В Россию он попал только спустя 2 года.
Но уже через несколько лет, когда Роману было 6, его родители развелись, и ребенок остался с матерью. У отца возникли психические проблемы, из-за чего он несколько лет находился под опекой родственников. Мать же второй раз вышла замуж, родила еще двоих детей, а старший сын принял новую семью как родную и затем на протяжении всей жизни сохранял с ними добрые отношения.
Учиться он пошел в Николаевскую гимназию в Ревеле, но был оттуда отчислен из-за множественных пропусков. Как говорил сам Унгерн-Штернберг, он заболел воспалением легких и перестал посещать занятия, так как был вынужден уехать на лечение. Затем он поступил в Морской кадетский корпус, но там его поведения все время вызывало возмущение у преподавательского состава, и родителям пришлось взять Романа на попечение, чтобы его снова не отчислили. Но когда до конца учебы оставался год, Унгерн-Штернберг решил отправиться на фронт Русско-японской войны.
Сначала он попал в Двинский пехотный полк, но тот не участвовал в сражениях, и Роман попросил перевода. Его отправили в Маньчжурию, но к тому моменту, как он туда прибыл, военные действия там подошли к концу. Несмотря на это, он был возведен в ефрейторы и получил светло-бронзовую медаль.
Не успев проявить себя на поле боя, Унгерн-Штернберг сумел «запомниться» в тылу. Говорили, что он напивался до потери контроля и вел себя неподобающе. Однажды он принялся оскорблять другого офицера, на что тот ударил его саблей по лбу. Оба были изгнаны из полка.
Вернувшись в Петербург, Унгерн-Штернберг поступил в Павловское военное училище и по его окончанию стал офицером Забайкальского казачьего войска. Он снова отправился на Дальний Восток. Командовал полком, куда попал Роман, генерал Ренненкампф, приходившийся ему родственником.
При этом поведение барона продолжало удивлять сослуживцев. Его эксцентричные выходки обрастали легендами и расходились по остальным полкам. Например, однажды Унгерн-Штернберг заключил пари и, взяв с собой лишь винтовку, проехал на коне по незнакомой таежной местности от Даурии до Благовещенска, в одном месте даже переходя полноводную реку. Ему нужно было пройти этот маршрут за оговоренный срок, и барон во время уложился.
Во время службы на восточных границах в нем смешались мечты о рыцарских подвигах и крестоносных походах с увлекающими восточными верованиями и традициями. В какой-то момент Унгерн-Штернберг заявил, что он - буддист в третьем поколении, и пытался основать орден Военных буддистов для борьбы со «злом революции». В 1913 году барон хотел пойти служить к странствующему монаху Джа-ламе, но начальство запретило такой странный переход.
Так и не добившись воинской славы, Унгерн-Штернберг вернулся домой.
После начала Первой Мировой войны он тут же отправился служить в казачий полк, действовавший на Австрийском фронте. В каждое сражение он шел отчаянно и безрассудно, 5 раз получал ранение, но всегда оставался в живых и, не успевая до конца вылечиться, снова отправлялся на поле боя. За проявленную смелость он получил 5 орденов, в том числе Георгиевский крест. Также барон был воздвигнут в чин есаула, но все так же оставался командиром лишь казачьей сотни.
Однако уже в 1916 году Унгерн-Штернберг был удален из полка за нарушение дисциплины - избиение комендантского адъютанта. Барон отправился на Кавказский фронт, где попал под командование Врангеля и оказался рядом со своим другом Семеновым, будущим атаманом. Там Унгерн-Штернберг участвовал в формировании добровольческих отрядов из ассирийцев, сражавшихся на стороне России.
Есть сведения, что он участвовал в Корниловском мятеже, а после его неудачи отправился на Дальний Восток. Официально же он уехал туда вслед за Семеновым, которого отправили туда на формирование национальных частей.
После Октябрьской революции вместе с Семеновым и еще рядом офицеров Унгерн-Штернберг отправился в Забайкалье, где они стали формировать полк из бурятов и монголов, желавших бороться с красной армией. Параллельно в то же время барон вел дипломатическую переписку с монархистами России и Азии, продвигая идею создания транссибирской империи.
В Даурии Унгерн-Штернберг организовал режим личной власти феодального типа. В его политическую систему были активно встроены жестокие наказания и даже казни, причем было совсем не важно, кто подвергается экзекуции. Было создано правительство «Великой Монголии», которое возглавил Нейсе-геген, «живой бог» одного из ламаитских монастырей. Хоть официально бывшие военные никакой власти не имели, они сумели создать атмосферу поклонения и почитания, основанную на страхе.
Немаловажную роль играла созданная армия. В отряде Унгерн-Штернбурга была только кавалерия. И если солдаты были из местных национальностей, то офицерами становились русские. Барон сам раздавал чины и звания и мог выдвинуть в «правительство» даже представителя низошел сословия. Тех же офицеров, кто получили достойное образование, он старался сильно не возвышать, чтобы они не могли обсуждать его решения. Однажды он отказал в повышении офицеру, посчитав, что тот «слишком грамотен».
В 1919 году Унгерн-Штернберг женился на маньчжурской принцессе, что усилило его авторитет среди азиатов, а монгольская аристократия даже преподнесла ему титул «вана» — князя 2-й ступени. Тогда же он вместе с Семеновым стал готовить поход на Ургу, правительство которой отказалось от участия в организации «Великой Монголии».
Вместе с этим все время Унгерн-Штернберг боролся с распространявшейся советской властью. Поначалу он успешно разоружал пробольшевистски настроенные части, но затем, когда многие солдаты стали возвращаться с фронтов Первой Мировой войны, полкам барона пришлось начать отступление. Все еще время от времени шли бои, но с каждым разом становилось все понятнее, что силы не равны. Унгерн-Штернберг забирал средства у сочувствующих красным, активно вел вербовку в свои ряды, а попавших туда держал системой жестоких наказаний.
Но этого было недостаточно. Красные, разбив Колчака, пошли в наступление. Понеся существенные потери, Унгерн-Штернберг отошел в восточную часть Монголии, а оттуда стал вести партизанскую борьбу и против красных, и против китайцев. Место для остановки он выбрал особое - именно там располагалось историческое ядро империи Чингисхана.
Тогда стала распространяться информация, что Унгерн-Штернберг не просто хочет освободить территории от завоевателей, но и собирается объединить все земли теперь уже в полноценную монархию. Попытавшись взять Ургу, барон потерпел поражение и отступил, но при этом стал получать еще больше моральной и материальной поддержки от монгольского населения. Со второй попытки Унгерн-Штернбергу удалось захватить город и освободить их тюрьмы монгольского монарха Богдо-Гэгэна VIII. Сам барон принимал участие в этом бое в своеобразном облачении: в красно-вишнёвом халате, белой папахе и с ташуром в руках. Китайцы посчитали, что за ним стоят некие сверхъестественные силы.
И хоть Урга встретила солдат Унгерн-Штернберга как освободителей, первое время они активно грабили город, пока барон в соответствовавшей ему форме не запретил это делать. За заслуги перед Монголией Унгерн-Штернберг получил титул «дархан-хошой-чин-вана». Говорили, что дальше именно он руководил всеми делами в Монголии, а император был лишь марионеткой. По другим данным - барон помогал правительству, но сам в управление не вмешивался.
С влагами он расправлялся жестко. По его приказу было казнено 846 человек, 38 из которых были евреями, так как именно их Унгерн-Штернберг считал главными виновниками революций. Также он особо ненавидел коммунистов. Став очень подозрительным, он чуть ли не в каждом русском видел большевика. Со временем он совсем разочаровался в европейских народах и все надежды на светлое будущее человечества возлагал на Азию.
В 1921 году Унгерн-Штернберг заявил, что собирается идти в поход на Советскую Россию. В приказе он говорил, что намеревается восстановить монархию с законным правителем - младшим братом Николая II Михаилом Александровичем. Однако Великий Князь был убит еще в 1918 году. Настоящей целью Унгерн-Штернберга было желание возродить империю Чингис-хана.
3500 бойцов, разделенных на два отряда, отправились в поход, не понимая, какие настроения сейчас преобладают в России и что из себя представляет окрепшая и закаленная в боях красная армия. Для советской власти, уже перебросившей войска на границу с Монголией, такой исход был только на пользу - они давно хотели избавиться от засевшего в Азии белого командира. После небольших удач армия Унгерн-Штернберга стала терпеть поражение за поражением и начала отступать обратно в Монголию. Советские войска же в это время взяли оставленную Ургу.
Унгерн-Штернберг считал, что его поддержит местное население, но восстания не случилось. Он оказался в ловушке, окруженный со всех сторон врагами. Барон принял решение остаться на зимовку в Урянхае, но потом пошел в Тибет. Большинство солдат и офицеров уже порядком устали и от Унгерн-Штернберга, и от его планов, к тому же они считали эти передвижение в сложившейся ситуации убийственными. Появился план свержения командира и ухода в Манчьжурию. Ближайшего сподвижника барона командира Резухина убили, но сам Унгерн-Штернберг сумел уйти. Барон пытался вернуться, но бывшие подчиненные встретили его выстрелами. Тогда он отправился к монгольским войскам, но те связали его и повезли назад. По пути на них напали красные, взяв Унгерн-Штернберга в плен.
Владимир Ленин лично распорядился провести показательный процесс и расстрелять Унгерн-Штернберга. Очень быстро его обвинили в терроре против населения, контрреволюционных действиях и работе на японскую разведку. Только с последним он не согласился. 15 сентября 1921 года суд вынес барону смертный приговор. В тот же день его расстреляли.
После известия о казни Унгерн-Штернберга Богдо-гэгэн VIII отдал приказ провести по нему службы во всех монгольских храмах. Однако сохранились слухи, что он на самом деле не умер, ведь все думали, что пуля его не берет. Так сложилась версия, что был расстрелян лишь похожий человек, а настоящий Унгерн-Штернберг ушел в тибетский монастырь. Другие говорили, что он нашел путь в таинственную страну Агарти и ушел на службу к «царю мира». Вернется он только когда в мире окончательно воцарится зло и нанесет им смертельный удар.