Предки Аркадия Александровича Пластова – его дед и прадед - были иконописцами.
Подобно библейским Пророкам предстают на портретах художника его односельчане – умудренные жизнью старики из села Прислониха Симбирской губернии.
Строки Священного Писания были известны мастеру не понаслышке. Еще в 10-ти летнем возрасте он поступил в Симбирское духовное училище, потом учился в Симбирской семинарии.
Но в итоге Пластов избрал иную, светскую, стезю. В 1912 году он приехал в Москву, где стал студентом Строгановского училища. Затем продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Леонид Пастернак.
В ранние годы Советской власти на передний край выдвинулось авангардное искусство. Но Пластова оно не привлекало. Он возвратился в родную Прислониху, где занялся крестьянским трудом. Сельский совет выделил ему, как потомственному крестьянину, участок пахотной земли.
Позже Аркадий Александрович писал: «Я заделался пахарем, косцом, жнецом и т.п. … Судьба предоставила мне (случай) наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать её до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить её».
К прежнему творческому увлечению он обращался от случая к случаю, изредка работая над плакатами на темы колхозной жизни.
И вдруг в середине 30-х годов на Пластова (1893-1972), уже зрелого сорокалетнего мужчину, будто снизошло озарение – он начал писать большие живописные полотна.
В 1935 году в Москве с успехом были показаны его картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Широкую известность принесли ему полотна «Колхозный праздник» (выставка «Индустрия социализма», 1937 г.) и «Купание коней» (выставка «20 лет РККА», 1938 г.)
Казалось бы, перед ним открывалась блестящая карьера «мастера соцреализма». Требовалось лишь погромче воспевать счастливую колхозную жизнь, славить великих вождей, рисовать панорамы ударных строек …
Но предметом углублённых исканий мастера стала русская духовность, осмысленная еще Толстым и Достоевским. Пластов стремился постичь внутренний мир человека, распознать его сокровенные мысли и чаяния.
Жители родной Прислонихи предстают на его портретах людьми чести и совести, личностями незаурядного масштаба с обостренным чувством собственного достоинства. Сила их в духовном единстве, неразрывной связи поколений.
Пейзажи Пластова без нарочитого пафоса передают величие и красоту родной земли.
О Пластове, как об одном из самых значительных художников 20 века, заговорили после появления его картины «Фашист пролетел». Полотно выставлялось в залах советского посольства во время Тегеранской конференции 1943 г.
Руководители антигитлеровской коалиции - Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились тогда об открытии второго фронта. На них лежала ответственность за судьбы человечества. Трудно сказать, впечатлил ли пронзительный сюжет расчетливого Черчилля, но очень вероятно, что Рузвельта он не оставил равнодушным…
Тогда работу Пластова сравнивали со знаменитой картиной Мунка «Крик» (1893). Действительно, оба полотна посвящены человеческому горю в высшем своём проявлении.
Ужас, охвативший персонажа Мунка, неотвратим и безысходен. На картине Пластова щемящую ноту задает надрывный вой собачки. Полотно взывает к праведному возмездию, где «ярость благородная вскипает как волна».
Герой Пластова – пастушок, простой крестьянский мальчик. Он не дрогнул пред ликом надвигающейся смерти, боролся до конца. Рядом лежит выпавший из детской руки кнут – подпасок до последнего момента пытался загнать маленькое стадо в рощицу, чтобы спасти жизнь буренок - домашних любимиц и кормилиц.
Тем более чудовищно злодеяние немецкого пилота, развлечения ради срезавшего ребенка очередью из крупнокалиберного MG-131. Такому нет прощения. И невольно желаешь жестокому фашисту сгореть в ближайшем воздушном бою …
И они горели! - в небе над Мурманском и Курском, в грандиозном сражении над Кубанью летом 1943 г. О битве ярославских зенитчиц с асами Люфтваффе мы уже рассказывали на нашем канале.
Пластов представляет целую галерею образов русских мальчишек: пацанов ершистых, настырных и смышлёных.
Под стать им девочки, всерьёз, по-взрослому, размышляющие о жизни.
Пластов писал свои картины до последнего дня жизни. «Последний этюд» создан 5 мая 1972 г. Художник умер через неделю – 12 мая
P.S. Все снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки