Найти в Дзене

Художник Аркадий Пластов. Картина «Фашист пролетел» на выставке в Ярославле

Предки Аркадия Александровича Пластова – его дед и прадед - были иконописцами.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) https://1ul.ru/upload/file/publication/SaqcfaZW5e8.jpg
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) https://1ul.ru/upload/file/publication/SaqcfaZW5e8.jpg

Подобно библейским Пророкам предстают на портретах художника его односельчане – умудренные жизнью старики из села Прислониха Симбирской губернии.

Иван Хитров. 1952-1954
Иван Хитров. 1952-1954
Пётр Григорьевич Черняев. 1948-1949
Пётр Григорьевич Черняев. 1948-1949
Николай Волков. 1947-1950
Николай Волков. 1947-1950
Матвей Иванович Кондратьев. 1948-1949
Матвей Иванович Кондратьев. 1948-1949
Михаил Гуляев. 1947
Михаил Гуляев. 1947
Косец Иван Тоньшин. 1934-1936
Косец Иван Тоньшин. 1934-1936

Строки Священного Писания были известны мастеру не понаслышке. Еще в 10-ти летнем возрасте он поступил в Симбирское духовное училище, потом учился в Симбирской семинарии.

Летний праздник в Прислонихе. Кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.
Летний праздник в Прислонихе. Кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

Но в итоге Пластов избрал иную, светскую, стезю. В 1912 году он приехал в Москву, где стал студентом Строгановского училища. Затем продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Леонид Пастернак.

Праздничный натюрморт. Вторая половина 1920-х гг.
Праздничный натюрморт. Вторая половина 1920-х гг.
Базар. 1935
Базар. 1935

В ранние годы Советской власти на передний край выдвинулось авангардное искусство. Но Пластова оно не привлекало. Он возвратился в родную Прислониху, где занялся крестьянским трудом. Сельский совет выделил ему, как потомственному крестьянину, участок пахотной земли.

Двор художника. 1942
Двор художника. 1942

Позже Аркадий Александрович писал: «Я заделался пахарем, косцом, жнецом и т.п. … Судьба предоставила мне (случай) наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать её до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить её».

Тройка (Ребятишки у речки). 1937-1946
Тройка (Ребятишки у речки). 1937-1946

К прежнему творческому увлечению он обращался от случая к случаю, изредка работая над плакатами на темы колхозной жизни.

И вдруг в середине 30-х годов на Пластова (1893-1972), уже зрелого сорокалетнего мужчину, будто снизошло озарение – он начал писать большие живописные полотна.

В 1935 году в Москве с успехом были показаны его картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Широкую известность принесли ему полотна «Колхозный праздник» (выставка «Индустрия социализма», 1937 г.) и «Купание коней» (выставка «20 лет РККА», 1938 г.)

Купание коней. 1937
Купание коней. 1937

Казалось бы, перед ним открывалась блестящая карьера «мастера соцреализма». Требовалось лишь погромче воспевать счастливую колхозную жизнь, славить великих вождей, рисовать панорамы ударных строек …

Но предметом углублённых исканий мастера стала русская духовность, осмысленная еще Толстым и Достоевским. Пластов стремился постичь внутренний мир человека, распознать его сокровенные мысли и чаяния.

Татьяна Юдина. Начало 1960-х гг.
Татьяна Юдина. Начало 1960-х гг.
Фронтовик Василий Бизяев. 1942-1943
Фронтовик Василий Бизяев. 1942-1943

Жители родной Прислонихи предстают на его портретах людьми чести и совести, личностями незаурядного масштаба с обостренным чувством собственного достоинства. Сила их в духовном единстве, неразрывной связи поколений.

В сумерках. Февраль 1944
В сумерках. Февраль 1944
Бабушка Катерина и Таня. Начало 1960-х гг.
Бабушка Катерина и Таня. Начало 1960-х гг.
Портрет Ольги Ивановны Пластовой, матери художника. Середина 1930-х гг.
Портрет Ольги Ивановны Пластовой, матери художника. Середина 1930-х гг.

Пейзажи Пластова без нарочитого пафоса передают величие и красоту родной земли.

Весна на Мирской горе. 1944-1946
Весна на Мирской горе. 1944-1946
Сентябрьский вечер. 1961
Сентябрьский вечер. 1961
Осень. 1966
Осень. 1966
Слепые. 1950-1967
Слепые. 1950-1967

О Пластове, как об одном из самых значительных художников 20 века, заговорили после появления его картины «Фашист пролетел». Полотно выставлялось в залах советского посольства во время Тегеранской конференции 1943 г.

Фашист пролетел. 1942. Вариант картины
Фашист пролетел. 1942. Вариант картины

Руководители антигитлеровской коалиции - Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились тогда об открытии второго фронта. На них лежала ответственность за судьбы человечества. Трудно сказать, впечатлил ли пронзительный сюжет расчетливого Черчилля, но очень вероятно, что Рузвельта он не оставил равнодушным…

Тогда работу Пластова сравнивали со знаменитой картиной Мунка «Крик» (1893). Действительно, оба полотна посвящены человеческому горю в высшем своём проявлении.

Ужас, охвативший персонажа Мунка, неотвратим и безысходен. На картине Пластова щемящую ноту задает надрывный вой собачки. Полотно взывает к праведному возмездию, где «ярость благородная вскипает как волна».

Картина «Фашист пролетел» в выставочной экспозиции
Картина «Фашист пролетел» в выставочной экспозиции

Герой Пластова – пастушок, простой крестьянский мальчик. Он не дрогнул пред ликом надвигающейся смерти, боролся до конца. Рядом лежит выпавший из детской руки кнут – подпасок до последнего момента пытался загнать маленькое стадо в рощицу, чтобы спасти жизнь буренок - домашних любимиц и кормилиц.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Тем более чудовищно злодеяние немецкого пилота, развлечения ради срезавшего ребенка очередью из крупнокалиберного MG-131. Такому нет прощения. И невольно желаешь жестокому фашисту сгореть в ближайшем воздушном бою …

И они горели! - в небе над Мурманском и Курском, в грандиозном сражении над Кубанью летом 1943 г. О битве ярославских зенитчиц с асами Люфтваффе мы уже рассказывали на нашем канале.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Пластов представляет целую галерею образов русских мальчишек: пацанов ершистых, настырных и смышлёных.

Подпасок Мишка Афанасьев. 1940
Подпасок Мишка Афанасьев. 1940
Мишка Савин. 1941
Мишка Савин. 1941
Вечером. 1937-1938
Вечером. 1937-1938
Валя Модонов. 1942-1944
Валя Модонов. 1942-1944
Рисующий Коля. 1935-1936
Рисующий Коля. 1935-1936
Толя и Шарик. 1950
Толя и Шарик. 1950
Петя Тоньшин. 1950-1951
Петя Тоньшин. 1950-1951
Портрет внука. Начало 1960-х
Портрет внука. Начало 1960-х

Под стать им девочки, всерьёз, по-взрослому, размышляющие о жизни.

Валя Репина. 1958
Валя Репина. 1958
Люда Шарымова. 1967
Люда Шарымова. 1967
Тая Репина. Первая половина 1960-х гг.
Тая Репина. Первая половина 1960-х гг.
Родник. 1964
Родник. 1964
Нина. 1961
Нина. 1961

Пластов писал свои картины до последнего дня жизни. «Последний этюд» создан 5 мая 1972 г. Художник умер через неделю – 12 мая

Последний этюд. 5 мая 1972 г.
Последний этюд. 5 мая 1972 г.

P.S. Все снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки

Ярославцы на выставке А.А. Пластова
Ярославцы на выставке А.А. Пластова