Найти тему

Жест доброй воли. Как цель для бомбардировки стала вторым домом

Оглавление

Простить после войны может быть непросто. История Нобуо Фудзиты - прекрасный пример того, что прошлое необходимо оставить позади, чтобы исцелить раны.

Нобуо Фудзита родился в Японии в 1911 году. В 1932 году он поступил на службу в Императорский флот Японии и в следующем году стал пилотом. В начале войны на Тихоокеанском фронте он был первоначально назначен пилотировать свой гидросамолет E14Y, запускаемый с подводного авиаразведчика I-25, в разведывательной миссии перед нападением на Перл-Харбор на Гавайях, США, но из-за неисправности ему пришлось отказаться от миссии.

Перед рассветом 17 февраля 1942 года он выполнил разведывательный полет на Сидней. С 26 февраля по 17 марта он выполнил аналогичные полеты над Мельбурном, Хобартом, Веллингтоном, Оклендом в Новой Зеландии и Фиджи. 28 мая 1942 года он выполнил разведывательный полет над Кодиаком в Аляске, в рамках подготовки к вторжению на Алеутские острова.

Разведывательный гидросамолет E14Y Тип 0 Glen E14Y-11s
Разведывательный гидросамолет E14Y Тип 0 Glen E14Y-11s

В 06:00 9 сентября 1942 года I-25 всплыла у границы штатов Орегон и Калифорния и выпустила гидросамолет E14Y, пилотируемый мичманом Фудзитой и старшиной Окудой Шоджи и вооруженный двумя зажигательными бомбами. Одна из бомб была сброшена на хребет Уилер на горе Эмили в Орегоне, в результате чего начался небольшой пожар в пятнадцати километрах к востоку от Брукингса, штат Орегон. 29 сентября он атаковал снова.

После атак Фудзиты I-25 направился обратно в Японию, причем во время того же патрулирования подводная лодка потопила американские торговые суда SS Camden и SS Larry Doheny и русскую подводную лодку Л-16 (по ошибке, так как Япония и СССР ещё не находились в состоянии войны). Две его бомбардировки стали единственными воздушными бомбардировками континентальной части США за все время Второй мировой войны.

Но из-за сырой погоды атака нанесла незначительный ущерб. Ни одна из бомб не вызвала сильного пожара, на который рассчитывало его командование. Фудзита успешно вернулся с задания, которое, как он полагал, могло стать самоубийством в один конец.

Источник: military-stuff.org
Источник: military-stuff.org

Остаток войны он провел в качестве инструктора, обучая других пилотов, а когда военные действия закончились, вернулся к гражданской жизни.

На этом можно было бы закончить то, что на самом деле было лишь сноской в истории войны на Тихоокеанском фронте. Но в начале 1960-х годов Фудзита получил приглашение посетить небольшой прибрежный поселок Брукингс.

Жест доброй воли

Возможно, покажется необычным, что город пригласил пилота в гости в 1962 году, всего через 20 лет после случившегося. Некоторые считают, что это был жест доброй воли, но далеко не все жители города были согласны с этим. В редакционной статье на целую страницу в газете "The Brookings-Harbor Pilot", местной газете города, утверждалось, что Фудзита не должен быть почетным гостем. Более 100 жителей подписали письмо, в котором Фудзита упоминался в оскорбительном для японцев смысле.

...Но после долгих обсуждений было решено, что бывший враг получит официальное приглашение.

Этот шаг вызвал одобрение занимавшего в то время пост президента Джона Ф. Кеннеди, который поздравил город за его усилия по укреплению международной дружбы. Официально поездка была организована после того, как японское правительство получило заверения, что Фудзита не будет арестован или предан суду как военный преступник.

Катана Фудзиты

Фудзита прибыл в город с довольно уникальной вещью. Это был многовековая катана - меч самурая, который был вверен ему во время войны. Меч передавался в семье из поколения в поколение, и он действительно находился в кабине самолета Фудзиты в сентябре 1942 года. Впоследствии он брал его с собой в каждый свой полет.

Исходя из публикации The New York Times, бывший пилот планировал использовать меч для совершения сеппуку - ритуального самоубийства, если бы встретил враждебный прием. Вместо этого город отнесся к Фудзите с уважением и симпатией, и в знак доброй воли он подарил катану - ценную семейную реликвию - жителям Брукингса.

"Это самый лучший способ завершить эту историю", - сказал он, вручая меч мэру города К. Феллу Кэмпбеллу. "Это самурайская традиция - обещать мир и дружбу, вручая меч бывшему врагу".

После этого момента Фудзита воспринимался только как друг. В течение следующих трех десятилетий он несколько раз посещал город, дарил жителям книги о международных отношениях и, несмотря на финансовые трудности, организовал визит в Японию группы школьников из Брукингса.

В 1992 году он посадил дерево на месте взрыва бомбы в качестве еще одного жеста мира.

За несколько дней до своей смерти 20 сентября 1997 года в больнице в Цутиуре, префектура Ибараки, Фудзита стал почетным гражданином Брукингса. Часть его праха даже была захоронена на месте взрыва бомбы. Орегон не просто был его прежней целью - он стал его вторым домом.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Одновременно предлагаю Вам задержаться и прочитать другие публикации канала, ведь история - это действительно интересно.