Как и обещала, рассказываю о лучшей учительнице русского языка и литературы, Елене Александровне Шелест. Она немного напоминает Минерву Макгонагалл: строгая, но справедливая.
Это была любовь с первого взгляда. Сначала у нас, пятиклассников, была другая учительница, потому что Елена Александровна была в отпуске. Но через две недели ОНА вернулась... Мы были наслышаны о её строгости, но всё же у меня сразу поднялось настроение. В нашу сторону в это время прошли несколько незнакомых учительниц, но все они заходили в другие кабинеты. Но, когда пришла ОНА, я сразу поняла, что это именно Елена Александровна. Она начала урок с объяснения системы проверки наличия домашних заданий. Очень хорошая система! От каждой колонки выбирается один проверяющий. На перемене нужно подойти к нему и показать домашнее задание. В начале урока проверяющий говорит: "На моей колонке все сделали домашнее задание". Или: "На моей колонке все сделали домашнее задание, а Петя забыл тетрадь". Первое несделанное задание прощается, за второе идёт двойка в дневник, за третье - в журнал. Быстро и эффективно! Но есть один недостаток: сам проверяющий спокойно может не сделать задание. На мой взгляд, кто-то должен ещё проверять проверяющего и говорить: "На моей колонке проверяющий тоже сделал домашнее задание". Второй недостаток связан с безответственностью проверяющих... Одна девочка в какой-то момент перестала у меня проверять, потому что по русскому я успевала лучше всех и, следовательно, не могла не сделать задание, а другой можно было спокойно показать какую-нибудь ерунду или другое задание.
Елена Александровна всегда говорила, что пятёрку у неё получить невозможно. На пять знаю только я. Об этом Шелест говорила даже на родительском собрании! А что ей оставалось делать, если я удивила её на диктанте? Это был наш первый диктант с ней, и она сказала: "Кто хочет, можете показать мне тетрадь, но только после самопроверки. С первого раза невозможно написать диктант без ошибок. Вы обязательно что-то исправите". А мне ничего исправлять не надо было... Елена Александровна сказала, что я - это исключение.
На уроках русского языка мы изучали только то, что нужно для ЕГЭ и для грамотности. Поэтому стили речи мы как-то проскочили. Тема-то простая, но мне пришлось потрудиться, чтобы подготовить объяснение этой темы для своих учеников, ведь у меня не было ЛУЧШЕГО объяснения! Елена Александровна постоянно использовала мнемотехнику. Я всегда сообщала ученикам её способ запоминания глаголов-исключений. Если с "брить" и "стелить" всё понятно, то исключения, относящиеся ко второму спряжению, надо запоминать по-особому... На -ать запоминаем как стихи: слышать, дышать, держать, гнать. Потом берём самое длинное слово из оставшихся - "ненавидеть". Убираем "нена" и получаем "видеть". Слово с похожим значением - "смотреть". А дальше "терпеть того, кто тебя обидеть, и зависеть от того, кто тобой вертеть". Я почему-то запомнила это лучше, чем стихи, хотя мне спряжения не нужны ни для ЕГЭ, ни для грамотности... Потому что грамотность у меня природная.
На литературе мы часто писали тесты по произведениям. Тесты включали в себя как закрытые вопросы, спрашивающие о деталях, которые я не всегда замечала, так и открытые, предполагающие рассуждения. С открытыми вопросами у меня сначала были проблемы, потому что я боялась написать что-то неправильно, но потом я поняла: главное - обосновать своё мнение. Мы делали цитатные характеристики героев, работая с книгой... Книга всегда лежала на парте. Правда, некоторые хитрили и списывали цитатные характеристики с интернета... С этим Елена Александровна не могла сделать ничего... Но она боролась со списыванием сочинений. Она говорила: "Да, при написании сочинений вы можете пользоваться интернетом, чтобы почерпнуть для себя какие-то мысли (мы ещё были в пятом классе и не до конца понимали, каким должен быть анализ произведения), но нельзя полностью переписывать чужие тексты! Если спишете, я поставлю двойку и дам ссылку!" Некоторые всё равно списывали, но это им, конечно, не помогало...
И только в одиннадцатом классе я наконец поняла, что это за Учительница... Сначала она сказала, что Одесса - мой любимый город, поэтому сочинение по тексту об Одессе должно быть отличным. А потом, уже на последнем звонке, Елена Александровна строго сказала: "Сдай экзамен как следует, ведь у меня никогда не было такой талантливой ученицы!" И я сдала на сто баллов... Я, подхватив эстафету, попросила Перестукина сдать как следует, но он не понял намёка... Видимо, из-за мамы, которая его недооценивает...