Еще толком не оправившись от клятого ковида, мир с головой окунулся в специальную военную операцию на Украине, которая к концу года должна, по идее, вяло перейти во вселенский голод. Альтернатива, вроде, присутствует, но перспективы – так себе. Попробуй определись тут, от чего приятней загнуться: от коронавируса, от снаряда или от отсутствия еды…
Кто задает тон
А пока ты, читатель, над этим раздумываешь, я продолжу. Про голод…
О нем высказались если не все, то каждый, кто хотел – от генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша до премьер-министра Люксембурга Ксавье Беттеля. А такие типы, как Макрон, Шольц, ушедший Джонсон и пока еще спотыкающийся Байден вообще каждую неделю о нем вспоминают. Словно накаркать хотят. «Ждите», – говорят.
При этом у всех, кто кликушествует про голод, есть общие черты.
Во-первых, каждый из них выглядит очень сытым. Как тот, кто никогда в своей жизни не голодал и даже отдаленно не представляет, что это такое – два приема пищи за день вместо пяти.
Во-вторых, виновником будущего голода они дружно считают Россию, которая-де проводит на Украине свою СВО. Из-за чего, мол, остановился украинский экспорт зерновых. И поэтому Россия якобы должна кормить весь мир бесплатно. Причем, осколки обвинений долетают и до нас, «синеоких». Пусть мы в СВО участия не принимаем, но, по их мнению, наша вина в том, что выросли мировые цены на удобрения.
Мы вам докажем, что «музыка про голод», фальшивая и заказная. Но для начала общие сведения.
Мировой объем зернового рынка колеблется в последние 10 лет от 680 до 780 млн т. А объем международного зернового рынка (в данном случае речь идет не о выращенном зерне, а о размерах зернового экспорта, то есть общей массе культур, проданных за рубеж) – 170-180 млн т.
Как там, на Украине?
Сельскохозяйственный год, как известно, начинается с 1 июля и продолжается до 30 июня. Так вот, еще сравнительно недавно, в 2019-2020 сельскохозяйственном году, Украина экспортировала 17,7 млн т пшеницы. А зернобобовых – 56,72 млн т (помимо пшеницы – кукуруза, ячмень, рожь и т. д.).
Но уже в 2020-2021 сельскохозяйственном году Украина экспортировала на 1 миллион тонн меньше зерна – 16,64 млн т. А всех зерновых и зернобобовых – 44,72 млн т (на 12 млн т меньше, чем в 2021-м). Другими словами, никаких боевых действий на Украине не проводилось, но страна продала за рубеж на 12 млн т меньше. При этом ни о каком голоде ни Шольц, ни Макрон, ни Байден даже не заикались.
Дальше – больше. Сельскохозяйственный год сезона 2021-2022 как никакой другой добавил нам пищи для размышлений. Потому что, согласно Укрстату, с 1 июля 2021 года и по 19 мая нынешнего (то есть за полтора месяца до конца сельхозгода) Украина экспортировала 18,54 млн т (!) зерна, что на 18% превышает прошлогодний результат. К слову, на 2 млн т больше она экспортировала всех зерновых и зернобобовых: свыше 46 млн т. Причем без учета ржи и муки. И это до 19 мая. А если мы условно прибавим еще 43 дня (с 19 мая по 30 июня), то гипотетически получим еще где-то 2 млн т зерновых и зернобобовых. В совокупности должно быть примерно 48 млн т, что на 4 млн т больше, чем за прошлый сельхозгод. Однако компашка из Шольца, Макрона и Байдена орут про голод. Сыто отрыгивая при подходе к микрофону…
Но это не все.
А что в России?
Если мы посмотрим на график реализации за рубеж российской пшеницы (только пшеницы и ничего, кроме нее) в период с 2012-го по настоящее время, то увидим, что за 10 лет Россия увеличила экспорт своей основной зерновой культуры с 18,5 млн т в сезоне 2011-2012 до 36 млн т в 2021-2022. Причем колебания объемов экспорта, в зависимости от урожайных и неурожайных лет, были неслабыми. К примеру, в сезоне 2012-2013 на внешний рынок поставили рекордно мало пшеницы: менее 14 млн т. И что удивительно: никто тогда ни в ЕС, ни в Штатах о голоде речь не начинал.
В прошлом сезоне 2020-2021 Россия экспортировала 33,5 млн т пшеницы. Это почти на 20 млн т больше, чем в жутко неурожайном 2013-м.
А спустя год, в сезоне 2021-2022, российский вклад в структуру мирового экспорта пшеницы (180 млн т) вырос до 37 млн т. При этом ор про надвигающийся голод не прекращается.
***
Приведенные выше цифры наглядно показывают, что никакого продовольственного кризиса, связанного с российской СВО на Украине нет и в помине. Более того, и Украина, и Россия по факту поставили за рубеж пшеницы больше, чем в прошлом году.
Все это лишь укрепляет в уверенности, что наши западные секс-партнеры манипулируют общественным сознанием с помощью набора цифр и слов.
Видимо, прав Президент Беларуси, когда в середине июня сказал: «Нет там этого зерна (на Украине), сколько они говорят… Уже семь направлений экспорта зерна предложили, вывозите. Прошло больше месяца – никто ничего не везет, а если везут – в час по чайной ложке».
Потому что все, что можно было вывезти, Шольц с Макроном и Байденом давно вывезли. Себе.
Все предыдущие годы главными зерновыми рынками для Украины были Египет, Индонезия, Турция, Пакистан и Бангладеш. Небольшие объемы также отправлялись в Марокко, Тунис и Йемен. В нынешнем же году практически все зерно ушло в Европу и США, куда традиционно Украина свое зерно не поставляла (США вообще сами по себе – крупнейший в мире экспортер зерновых и зернобобовых).
А заминированные акватории Черного и Азовского морей в районе Мариуполя, Одессы и Бердянска стали прикрытием этой англо-саксонской аферы, цель которой уже обозначилась: организовать голод в странах Африки и Юго-Восточной Азии и обвинить в нем Путина и Лукашенко.
P. S.
Сослуживец-украинец, что живет в Сумах, еще в феврале, до начала СВО, рассказывал: «Все прошлые годы отгрузка зерна из местных хранилищ (частично из Черниговской и даже с севера Полтавской области) осуществлялась ими в направлении портов Одессы, Мариуполя и Джурджулешты (молдавский порт на Дунае. – Авт.) планово и ритмично. Совокупно в среднем – от 80 до 100 тыс. т в месяц. Но с конца прошлого года поток начал резко возрастать, достигнув своего пика как раз в феврале». По оценке сослуживца, они всего за два месяца отправили более чем полугодовой объем зерна. Причем никакой хаотизации процесса не было. Ни с автотранспортом, ни с ж/д. Топливо, трейлеры-зерновозы, хопперы (вагоны-зерновозы), маневровые тепловозы на сортировочных станциях и прочее – все было в наличии. Все работало четко и слаженно, как швейцарский складной нож. То есть, если оценивать происходившее тогда, можно сделать вывод: что-то там наверху знали заранее.
Мнимая отмена санкций
Трудно сказать, что повлияло на политиков в США и ЕС (возможно, жара или алкоголь), но, утверждая новый пакет санкций, уже седьмой по счету, Евросоюз решил частично отменить предыдущие ограничения. Правда, не все так однозначно, как подают эти отмены СМИ.
К примеру, снятие санкций с российских банков. Как выяснилось, не со всех. В числе счастливчиков – Сбербанк, ВТБ, Новикомбанк, банк «Россия», Промсвязьбанк. Причем санкции снимаются лишь с «расчетов за удобрения, продовольствие и лекарства». Удивляет и перечень банков. Не вызывает вопросов только «Сбер» – крупнейший банк, финансировавший производителей и зерна, и удобрений. А как в списке оказался Промсвязьбанк? Когда-то он собирался развивать бизнес в Африке, самом «голодном» регионе мира, о поставках зерна куда так переживает ЕС. Но сегодня Промсвязьбанк – главный для российского Минобороны; он сделками в рамках гособоронзаказа занимается, никак не сделками с зерном… А банк «Россия» вообще одним из первых попал под санкции. Еще в 2014 году.
Далее… В чем будут выражаться послабления? В частичной разблокировке и снятии ареста с замороженных средств. Но – лишь частичной. Корреспондентские отношения восстановят лишь с некоторыми банками. А каждая сделка будет под жесточайшим контролем. Есть также соображения у чиновников Еврокомиссии по примеру США просто выдавать российским банкам генеральные лицензии под конкретные сделки (к примеру, по зерну и удобрениям). Эту – разрешаем, а ту – нет.
Так в чем она, эта частичная отмена санкций? Никто не знает.
Реальной отмены санкций добиваются лишь российские миллиардеры. Персональной. Но какое отношение допуск Алишера Усманова к своей яхте в Италии имеет к голодающим Африки? Или именно на ней он будет перевозить зерно из Мариуполя в Нигерию и Сенегал?
Автор: Владимир Орехов