Петр Кузьмич Анохин – выдающийся нейрофизиолог, академик, внесший большой вклад в развитие науки. А как иначе? Ведь его учителями были такие знаменитые и не менее выдающиеся Владимир Михайлович Бехтерев и Иван Петрович Павлов.
В конце 20-х годов прошлого века, работая старшим ассистентом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, он провел уникальный эксперимент, который демонстрирует нейропластичность во всей красе.
У подопытной собаки Петр Кузьмич перерезал следующие нервы: блуждающий и лучевой нерв передней ноги. Функция лучевого нерва у собаки заключается в разгибании лапы, а блуждающий нерв является основным работником парасимпатической нервной системы. Блуждающий нерв – это самый длинный нерв, имеющий множество ответвлений, благодаря которым он иннервирует слизистую глотки и гортани, легкие, сердце, желудочно-кишечный тракт, поджелудочную железу, то есть отвечает за работу большинства внутренних органов. Таким образом, лучевой нерв является двигательным, а блуждающий – вегетативным.
Следующий шаг Петра Кузьмича заключался в том, что он пришивал верхний конец блуждающего нерва к нижнему концу лучевого нерва, а верхний конец лучевого нерва соединял с нижним концом блуждающего нерва. По сути, соединяя двигательный центр головного мозга с перечисленными выше внутренними органами, а блуждающий нерв стал теперь отвечать за разгибание. Так сказать, напутал, так напутал.
И как думаете собака стала жить с этим? Да, очень странно. Теперь у нее при легком почесывании передней лапы начинался неукротимый кашель, переходящий в гортанный хрип. Это еще почему, спросите Вы? А все просто! Когда мы прикасаемся к лапе собаки сигнал поступает в нервный центр, который считает, что мы раздражаем глотку и гортань, от этого и кашель. Что еще удивительнее, если Петр Кузьмич надавливал на лапу, то у животного начиналась неукротимая рвота. Надавливание на лапу интерпретировалось как воздействие на желудок.
А что же со вторым перекрестом? Что же с функцией лучевого нерва, ведь им теперь управлял блуждающий нерв. Конечно же блуждающий нерв не мог подавать нужные импульсы, он для этого не предназначен, и лапа собаки перестала разгибаться.
И что теперь всю жизнь собаке мучиться? Все течет, все меняется и приходит в нормальное русло. Примерно через месяц ученный обнаруживает, о чудо, что надавливание на лапу больше не вызывает вегетативных реакций, да и лапа в полном порядке, начала разгибаться.
В чем секрет данного чуда или нашей всемогущей нейропластичности? Мозг собаки смог перестроиться и сообразить куда какие импульсы нужно перенаправить! Потраченное на восстановление нормального функционирование время, было необходимо для создания новых связей между нейронами.
Как вам данный уникальный эксперимент? Правда впечатляет?