Бюджетное тестирование гипотез и новых решений необходимо, чтобы не потерять свои позиции на рынке в условиях неопределенности и кризиса.
Во времена неопределенности компаниям приходится на ходу перепридумывать стратегию и себя, из-за чего часто приостанавливается процесс поиска новых талантов и разработки проектов. Но верно ли данное решение?
Как нас научили
Итак, у вас возникла идея, которая потенциально будет интересна пользователям/клиентам. И если мы возьмем классический путь проработки идеи, то он будет выглядеть следующим образом: собрать бизнес-требования, написать техническое задание, подготовить регламенты, вложиться в проектирование и разработку. После запуска продукта и сбора обратной связи от пользователей нужно будет внести правки и доработать продукт. Это все займет несколько месяцев, ведь мы стараемся учесть любые аспекты, которые способны повлиять на качество решения.
Но есть и альтернативный подход - прототипирование и тестирование. Его цель - с проверка на потенциальных пользователях своих гипотезе с минимальными затратами ресурсов.
Добро пожаловать в экспериментальный цикл
Экспериментальная проверка гипотез берет свое начало в научном методе. Ученые выдвигают гипотезу, подготавливают и проводят эксперимент, анализируют полученные данные, делают выводы и повторяют весь процесс необходимое количество раз. В случае разработки нового продукта экспериментальный цикл позволяет уменьшить затраты на разработку и внедрение за счет постоянного сбора обратной связи.
У экспериментального цикла есть основные этапы, которые необходимо пройти от момента возникновения идеи до ее физического воплощения:
- Формулировка гипотез относительно нашей идеи.
- Создание простейшего прототипа (макета).
- Тестирование гипотез - обсуждение прототипа с пользователями.
- Сбор и анализ обратной связи.
- Доработка прототипа.
- Повторение цикла.
Гипотезы и быстрые прототипы
Для запуска экспериментального цикла нужно выполнить два условия. Во-первых, вам нужен ряд гипотез относительно вашей идеи. Во-вторых, для их проверки необходимо создать прототип.
Быстрое прототипирование (quick and dirty prototyping) - процесс разработки макетов решений, опирающийся на два принципа: скорость создания и простота дизайна.
Самый простой шаблон для формулировки гипотез выглядит так: если /функционал или особенность решения/, то /потенциальный эффект/. Например, «если чат-бот будет отправлять раз в день гифки с котиками, то клиенты станут охотнее возвращаться к его использованию». В качестве потенциальных эффектов можно использовать как позитивное, так и негативное развитие ситуации.
Далее нужно перейти к созданию прототипа. Именно на этом шаге вам необходимо действовать максимально быстро и экономно. Важно предложить такой макет решения, в который пользователь смог бы «сыграть». Чтобы услышать мнение потенциальной аудитории об идее, достаточно притвориться, что она «работает». Точно так же, как в детстве.
Для подготовки прототипа старайтесь применять инструменты, которые вам знакомы или просты для освоения. Например, ручку и бумага. Если вы разрабатываете мобильное приложение, начните с прототипа в любой программе для создания презентаций. Схематично изобразите на слайдах то, как могут выглядеть экраны вашего приложения, а к активным элементам (например, кнопкам или пунктам меню) добавьте ссылки для перехода на нужные экраны. Запустив презентацию в полноэкранном режиме, вы получите полноценный интерактивный прототип.
Тестирование гипотез
В отличие от привычных практик тестирования, где ставка делается на количественные результаты, в методе быстрых прототипов гипотезы подтверждаются или опровергаются во время подробного обсуждения макета с небольшим числом потенциальных пользователей. Процесс скорее похож на интервью, во время которого вы выясняете, насколько респондентам понятно решение, сложно ли разобраться в его работе, помогает ли оно решать их задачи.
Чтобы тестирование прошло максимально полезно, важно соблюсти следующие условия:
- дайте респонденту полную свободу и не критикуйте, если ему что-то непонятно;
- старайтесь не объяснять, как работает ваше решение, непонятные для пользователя моменты - область ваших потенциальных доработок;
- улучшайте прототип в процессе, особенно легко это сделать, если вы работаете с бумажными прототипами, вычеркивайте и добавляйте;
- поговорите с пользователем после теста: задайте вопросы, опираясь на список гипотез, уточните, что понравилось, а что, наоборот, вызвало затруднения;
- обязательно фиксируйте процесс, чтобы в будущем можно было вернуться к анализу пользовательского опыта - можно записывать процесс тестирования на диктофон, либо делать заметки в блокноте или в телефоне.
Обработка результатов
Обратную связь после тестирования можно рассортировать по 4 категориям:
- что подошло;
- что не понравилось;
- комментарии респондента;
- идеи исследователя.
Здесь вы можете увидеть общие паттерны у разных респондентов и понять, какие доработки стоит вносить в прототип.
Один раунд экспериментального цикла, состоящий из 5-7 тестов, дает оптимальное количество данных для проверки гипотез и доработки прототипа.
Обычно длительность теста составляет 30 минут, так что одну итерацию получится завершить за один день. Количество таких итераций можно ограничить доступным временем и здравым смыслом, но практика показывает, что уже после третьего круга прототип включает в себя работающие элементы решения, и его можно запускать в дальнейшую работу.
Let’s change together!
#дизайн мышление #бизнес процессы #работа в команде #разработка продукта #бизнес #тестирование #исследования #product design #бизнес идеи #культура инноваций