Уже целый год прошел с момента установки на Болотной набережной 12-метровой скульптуры швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Это было, пожалуй, самое громкое культурное событие года и не осветил его лишь ленивый. И вот когда уже все критики подуспокоились, а скульптура крепко осела в своем пространстве, мои ноги, наконец, дошли до нее, чтобы сложить независимое впечатление.
Идея «Большой глины №4» (Big Clay №4)
2013-2014 г.г. Алюминиевое литье, нержавеющая сталь, болты из нержавеющей стали, восковое покрытие, анкеры, шайбы из нержавеющей стали, гайки из нержавеющей стали, стопорные шайбы из нержавеющей стали, шайбы из ПВХ, медные молниеотводы. 1300x840x520.
«Большая глина № 4» выполнена из алюминия. Она первобытна, как древний тотем, и проста, как детская поделка. Моделью послужили слепленные между собой небольшие куски глины. Их увеличили до гигантских размеров так, что на поверхности можно рассмотреть отпечатки рук, и отлили из металла. Схватить родителя за палец — естественный импульс младенца, выражение его желания взаимодействовать с миром. Когда ребенок сжимает в ладонях пластилин, он подобно художнику, совершает первый акт творения. Поэтому эта работа, одновременно монументальная и личная, — торжество простоты и интуитивности творческого жеста.
Скульптура, как было заявлено, установлена временно, также как в Нью-Йорке (6 месяцев, 2015) и Флоренции (4 месяца 2017), но 15 августа столица примется отмечать годовщину этого события.
Реакция города
«Двенадцатиметровая скульптура, да простит меня Урс Фишер и фонд, который это ставит. Я так понимаю, это не за деньги налогоплательщиков, это частные инвестиции в развитие современного искусства, но это не отменяет того, что это просто выглядит как двенадцатиметровая стопка не очень аккуратного дерьма. Просто... Это кошмар! Но это как бы современное искусство» - Максим Галкин
«У меня был лабрадор, так вот он мог навалить один-в-один макет такого монумента. Не каждый день, разумеется, но раз в месяц запросто, если ландшафт территории благоволил. Так я всё в пакет и выбрасывала, а нужно было запечатлевать» - Natky
«Такое ощущение, что это стилизованное изображение говна...» - NetuNikaUMenya
«Лучше бы памятник ЖОПЕ поставили! Был бы символ этой эпохи. А так куча и куча... по всей стране таких куч насрано - вовек не уберёшь!» - Mavedi
Личное отношение и впечатление
Во-первых, хочется сказать, что скульптура пребывает в потрясающем диалоге с ГЭС-2 и набережной. Строгость прямых архитектурных линий здания, графичность лестничного каскада набережной невероятно сглаживает природная форма глины. И этот эффект только усиливает идею.
Куски глины, как нечто зарождающееся, как начало чего-то потрясающего и восхитительного. Как способ самовыражения и символ поиска истины, как концентрация загадки таинственного будущего.
Масштабирование передает ощущение полета фантазии и смысла, которые сложно ухватить в пространстве вдохновения для формирования идеи.
Объем скульптуры довольно интересен. Смещенные центры тяжести, обходя законы физики, дают ощущение невесомости и парения, а разнообразный алюминиевый рельеф, покрытый воском, удивительным образом вбирает в себя все краски солнечного света и расположенных рядом архитектурных объектов.
В заключении, наверное, скажу, что опираясь только на визуальные параметры произведения искусства, можно упустить что-то более важное — идею. Попытайтесь ощутить увиденное через призму символизма, метафор и собственных чувств. Оглядитесь вокруг в конце концов! Истина может заключаться не в конкретной детали, а в гармонии, которая разрушится, изменив систему координат.
#ГЛИНА #ГЭС-2 #ГЭС #СКУЛЬПТУРА #БОЛЬШАЯ ГЛИНА #ФИШЕР #ХАЙП #ХЕЙТ #ИСКУССТВО #БОЛОТНАЯ #БОЛОТНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ