Найти в Дзене

"Опасный поворот": история о скелетах в шкафу

Интересный вопрос - почему произведения на тему "люди, запертые в одном помещении, неприятно откровенничают друг с другом" настолько популярны? Их то и дело ставят на театральных сценах и экранизируют. А ведь такие истории нарочито камерные и не предполагают сколько-нибудь масштабных декораций и эффектов. Весь фокус там - на людях. Крупные планы, громкие голоса, меняющиеся выражения лиц, когда сползают маски (метафорические обычно). В том ли секрет интереса к подобным вещам, что мы сами по мере взросления все сильнее набиваем шкафы скелетами? И нам хочется увидеть, что не мы одни такие, вздохнуть с облегчением и посочувствовать собратьям по коллекционированию костей? Или же все проще - в таких историях, как правило, виртуозная игра актеров, доставляющая истинное наслаждение зрителям? Или совсем просто - мы любим сплетни, даже если яростно это отрицаем, а такое кино (или спектакль) позволяет наслаждаться сплетнями легитимно? Мы ведь уже не просто треп про дядю Васю с тетей Клавой слушаем, а наслаждаемся искусством!

Да, а самая страшная категория, конечно, - это люди, громко, гордо и безапелляционно заявляющие, что им нечего скрывать, потому что они живут честно и достойно. Потому что эта категория - беспощадная и глупая. И дико трусливая, на самом деле.

Что-то я ушла очень далеко от рассматриваемого фильма. Пора бы вернуться.

Итак, перед нами знакомый формат. Милые люди, связанные родством-супружеством-дружбой - чем-то еще приятным, регулярно собираются тесным кругом и приятно общаются. Однако незначительное, на первый взгляд, событие, запускает цепочку откровений. И чем дальше, тем менее приятными становятся герои.

В данном случае, правда, у нас есть еще один, куда более важный сюжетный поворот - компания приятных людей недавно потеряла самого приятного и любимого. По непонятной причине веселый обаяшка пустил пулю себе в лоб. И каждый из героев по-своему переживает его смерть. А потому даже такой пустяк, как мелодия из шкатулки, становится триггером. Достаточно одного дотошного твердолобого правдолюбца. "А где вы видели эту шкатулку?" "А нет, там вы ее не могли видеть!" "А зачем вы врете?!" "А немедленно все рассказывайте!" И все, томный вечер превратился в допрос всех участников по очереди. И ведь говорили дураку "Оставь друзей в покое, не выведывай, остановись, заткнись, в конце концов!" Но нет, уверенный в собственной непогрешимости товарищ твердо решил узнать побольше про грехи всех окружающих.

Дурака, кстати, играет прекраснейший Юрий Яковлев. И, я вам скажу, мало кому так удаются роли параноидально правильных людей с осуждающе сжатыми челюстями. Вспомните хотя бы Ипполита в "Иронии судьбы". Очень жалко персонажа, вокруг которого все вдруг посыпалось и развалилось в труху. Но, с другой стороны, если ты десятилетиями видел и любил не людей, а свои представления, и даже в критической ситуации не нашел ни для кого слов милосердия и прощения, то кто тебе виноват?

Можно долго говорить о каждом персонаже, потому что у всех тут очень сложная история. А также упомянуть о внезапных темах (ЛГБТ в советском фильме, хоть и экранизации зарубежного автора - это, знаете, не каждый день увидишь). Но я скажу только, что при пересмотре сочувствовала совсем не тому персонажу, что при первом просмотре. Раньше я больше всех жалела одухотворенную печальную Олуэн (Антонина Шуранова). А сейчас прониклась малышкой Бетти. Неимоверно тяжело жить, когда все твое окружение загоняет тебя в рамки и осуждает за каждую попытку выйти из них. И вот ты для одних "хитрый и вредный ребенок", для других "непорочный ребенок", а на самом деле - давно повзрослевшая женщина, отчаянно несчастная в браке...

Мораль у таких фильмов, наверное, всегда одна. По крайней мере, для меня. И она не в том, чтобы "не будить спящую собаку". А в том, чтобы помнить, что собака способна на укус, но при этом продолжать любить животных. В общем, прощать друг друга за слабости, что ли.

#советское кино