22 июля в Центральном районном суде прошло очередное заседание по делу бывшего замначальника ОЭБ и ПК УМВД России по Барнаулу Романа Лазарева, который обвиняется в получении взятки. Суд рассмотрел внесенное ранее ходатайство адвокатов Лазарева, просивших вернуть дело прокурору для устранения нарушений, и заслушал показания самого обвиняемого, который высказал свое мнение относительно истинных мотивов поведения основных свидетелей Николая Митина и Сергея Белименко, а также попросил по частям разобрать аудиозапись разговора с Митиным, которую обвинение считает одним из важных доказательств.
Само ходатайство сторона защиты заявила еще на заседании, прошедшем 13 июля. Представители Лазарева просили вернуть дело прокурору для устранения ряда обстоятельств, препятствующих, на их взгляд, его рассмотрению судом. Так, по их мнению, 16 августа 2020 года сотрудники ОРЧ СБ ГУ МВД России по Алтайскому краю формально не завершили оперативный эксперимент, в рамках которого в машине Лазарева нашли пакет с 250 тысячами рублей, переданных ему старшим оперуполномоченным отделения по борьбе с коррупционными преступлениями УМВД России по Барнаулу Николаем Митиным якобы в качестве вознаграждения за незаконные услуги по возврату изъятого контрафактного товара у известного торговца Сергея Белименко. Адвокаты настаивали, что согласно федеральному закону «Об оперативно-разыскной деятельности», подтверждение преступления в рамках оперативного эксперимента происходит только после изъятия денег и теми же оперативными сотрудниками, которые начали мероприятие. Однако, исходя из содержания материалов по делу и показаний свидетелей, юристы сделали вывод, что в случае Лазарева этого не произошло. Протокол об изъятии денежных средств был составлен оперативниками совместно с уже прибывшим на место следователем СУ СКР, который позднее занимался возбуждением и расследованием уголовного дела. Таким образом, по мнению защиты, представитель следкома вмешался в финальную стадию оперативного эксперимента, не будучи уполномоченным на то лицом. Кроме того, по словам адвокатов, эксперимент не завершился еще и потому, что уже после изъятия денежных средств сотрудники полиции забрали понятых для дачи неких объяснений.
13 июля сторона обвинения запросила время для оценки ходатайства оппонентов, а на заседании 22 июля указала на необходимость допроса следователя по делу Лазарева - сотрудницы СО по Центральному району Барнаула СУ СКР Екатерины Овсянниковой. Однако ее показания не пролили свет на обстоятельства задержания экс-полицейского. В частности, следователь уже не помнит, каким образом дежурный сообщил ей перед выездом на место, что Лазарева задержали именно с деньгами, якобы полученными им в качестве взятки, при том, что на тот момент банкноты по факту изъяты не были. На вопрос о том, как сотрудники ОРЧ СБ документировали передачу денежных средств, Овсянникова заявила, что документооборот оперативных сотрудников ее не касается. Комментировать дальнейшие действия полиции, в частности, взятие объяснений с понятых уже после изъятия денег следователь не стала, заявив, что не знает, чем дальше занимались оперативные сотрудники. А на вопрос, почему в отношении Митина как посредника не проводилась процессуальная проверка, ответила, что на то не дало указание ее руководство.
Адвокаты Лазарева предложили Овсянниковой проанализировать данные биллинга сотового оператора, которые могли бы показать, присутствовала ли она на рабочем месте, когда проводилась очная ставка между Митиным и Белименко. Их телефоны, как уже выяснилось ранее, находились в совершенно разных частях города на момент очной ставки и с них кто-то совершал звонки родным и друзьям. Однако следователь от предложения отказалась, указав на то, что это может затрагивать ее личную тайну и что она не помнит, был ли в тот день при ней ее телефон.
В конечном итоге ходатайство стороны защиты было отклонено судом, после чего были заслушаны показания Лазарева, которые тот просил зачитать из материалов уголовного дела. Ранее «Банкфакс» подробно их описывал, однако в ходе слушания экс-полицейский внес несколько любопытных дополнений. В частности, он заявил, что, по его мнению, Митин мог оговорить его, чтобы избежать уголовной ответственности. Помочь Белименко вернуть изъятый контрафактный товар в августе 2020 года не мог уже никто – ни сам Лазарев, ни Митин. Последний, по информации подсудимого, на тот момент имел серьезные долги перед коллегами и знакомыми – он брал деньги под проценты и якобы вкладывал их в скандально известную финансовую пирамиду сотрудницы полиции Екатерины Бердниковой. В подтверждение этого Лазарев ссылается на показания одного из свидетелей, согласно которым Митин отдал ему свой автомобиль в счет долга.
Исходя из этого Лазарев полагает, что Митин вполне мог пойти навстречу Белименко, чтобы поправить свое финансовое положение. Доказательством своей теории экс-полицейский считает то, что действия Митина как посредника в передаче взятки не оценивались даже в рамках проверки. Он считает, что версия о нем как конечном получателе взятки возникла у Митина и Белименко уже после того, как они попали в поле зрение сотрудников ОРЧ СБ.
Также Лазарев подверг сомнению результаты работы экспертов, которые расшифровывали аудио- и видеозаписи из машины, где Митин передал ему пакет с деньгами. Бывший полицейский говорит, что следователь направила на экспертизу только отдельный кусок записи, проигнорировав тот, который подтверждает его показания о том, что они с Митиным вели разговор о кадровых вопросах. Фигурирующее в записи слово «доля», которое несколько раз произносит Митин, Лазарев списывает на любовь последнего к различным художественным оборотам и иносказательности в речи. В связи с этим подсудимый ходатайствовал о повторном прослушивании записей, чтобы дать комментарий по тем частям, которые, на его взгляд, были расшифрованы неправильно. Это прошение суд планирует рассмотреть на следующем заседании.
Напомним, Романа Лазарева обвиняют в том, что он якобы получил взятку в размере 250 тысяч рублей от известного барнаульского торговца контрафактными сигаретами и алкоголем Сергея Белименко. Следствие настаивает на том, что летом 2020 года Белименко обратился за помощью к старшему оперуполномоченному отделения по борьбе с коррупционными преступлениями УМВД России по Барнаулу Николаю Митину, чтобы выйти на его непосредственного начальника Романа Лазарева для решения вопроса о возврате изъятого ранее контрафакта. По версии следователей, Лазарев согласился помочь Белименко за 250 тысяч рублей. Его задержали сразу после передачи денежных средств Митиным в августе того же года.